О переводе земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель, а также о финансировании данных работ

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 апреля 2009 г. N Д06-1112

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу определения кадастровой стоимости земельного участка сельскохозяйственного назначения в целях его перевода в другую категорию земель и сообщает следующее.

1. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию установлены ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель).

В соответствии с п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В целях охраны указанных земель п. 2 ст. 7 Закона о переводе земель установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных ст. 7 Закона о переводе земель.

Пунктом 9 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 04.07.2007 N 145 (далее - Методические рекомендации), установлен порядок определения кадастровой стоимости земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями в целях реализации положений ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в целях выявления земель сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 2 ст. 7 Закона о переводе земель, поскольку при кадастровой оценке в соответствии с п. п. 1 - 8 Методических рекомендаций не учитываются индивидуальные характеристики земельных участков.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, для целей перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения необходимо определять кадастровую стоимость указанных земель в соответствии с Методическими рекомендациями.

2. По вопросу финансирования работ по кадастровой оценке в целях перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения сообщаем следующее.

Законодательством Российской Федерации определено, что заказчиками государственной кадастровой оценки земель выступают:

- Российская Федерация в лице соответствующего территориального органа Роснедвижимости в случае, если финансирование работ осуществляется за счет федерального бюджета;

- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если финансирование работ осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, решение о переводе указанных земель принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В этой связи объем работ по определению кадастровой стоимости указанных земельных участков для целей их перевода определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и финансируется средствами соответствующего бюджета.

Также сообщаем, что в настоящее время разработан проект Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, который предусматривает расчет кадастровой стоимости каждого земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения на основе его индивидуальных характеристик. Указанное позволит применять кадастровую стоимость земель сельскохозяйственного назначения, определенную в рамках массовых оценочных работ, в том числе для целей принятия решений об их переводе в другую категорию.

Директор Департамента

корпоративного управления

И. В.ОСКОЛКОВ

22.04.2009