Распространяется ли действие Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на торги, проводимые муниципальным образованием, предметом которых является право на заключение некоммерческой организацией договора социального заказа на ведение досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением муниципального образования? Условия торгов предусматривают, что представленные на конкурс программы должны создавать условия для удовлетворения духовных, интеллектуальных, творческих, физических и социальных потребностей жителей муниципального образования. Конкурс проводится с целью выявления лица, способного наиболее эффективно и профессионально организовать социально-воспитательную и досуговую работу с населением по месту жительства на базе помещений, предоставляемых муниципалитетом. Награда по итогам конкурса заключается не в оплате услуг, а в выборе лучшей программы лица, способного показать лучшие результаты по работе с населением по месту жительства

Ответ: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 94-ФЗ данный Закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством РФ.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

На основании ст. 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

В соответствии с п. 1 ст. 1057 Гражданского кодекса РФ лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

Согласно п. 2 ст. 1057 ГК РФ публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные гл. 57 ГК РФ, применяются постольку, поскольку ст. ст. 447 - 449 ГК РФ не предусмотрено иное (п. 5 ст. 1057 ГК РФ).

Принимая во внимание, что указанные торги направлены на достижение общественно полезных целей: организацию досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением муниципального образования, а также учитывая, что торги проводятся не в целях оплаты услуг, а в выборе лучшей программы лица, способного показать лучшие результаты по работе с населением по месту жительства и наиболее эффективно использовать нежилые помещения (то есть положения ст. 5 Закона N 94-ФЗ не применяются), они не входят в предмет регулирования Закона N 94-ФЗ.

Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 25.07.2008 N 09АП-8471/2008-ГК, которое Постановлением ФАС Московского округа от 07.11.2008 N КГ-А40/10070-08 оставлено без изменения, делая аналогичным выводам, исходил из того, что порядок проведения конкурса, предметом которого явилось право некоммерческой организации на заключение договора социального заказа на ведение досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства, не входит в предмет регулирования Закона N 94-ФЗ, а регулируется нормами ГК РФ о публичном конкурсе, и результаты такого конкурса должны преследовать общественно полезные цели, но не извлечение прибыли.

Таким образом, действие Закона N 94-ФЗ на указанные торги не распространяется.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

22.04.2009