Налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки представленной предпринимателем декларации по налогу на игорный бизнес принял решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа, о доначислении налога и начислении пеней. Основанием для доначисления налога, пеней и штрафа послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком 1/2 ставки, установленной для 15 объектов налогообложения (игровых автоматов), поскольку заявление о снятии их с учета отправлено по почте 11 октября календарного года и считается представленным на шестой день. Правомерны ли выводы налогового органа?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 366 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения признаются: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.
Пунктами 2, 3 ст. 366 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика по регистрации каждого объекта налогообложения, а также любого изменения количества объектов налогообложения в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
В соответствии с п. 4 ст. 370 НК РФ при выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения. При выбытии объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Согласно п. п. 4, 5 ст. 366 НК РФ объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения, которое может быть направлено в виде почтового отправления с описью вложения.
Дата отправки заявления в налоговый орган является датой его представления и, соответственно, выбытия объектов налогообложения.
Согласно п. 8 ст. 6.1 НК РФ действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
Ранее Минфин России указывал, что датой представления в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения по налогу на игорный бизнес в виде почтового отправления считается шестой день начиная с даты его отправки (см. Письмо от 07.07.2006 N 03-06-05-02/06).
Аналогичная позиция изложена в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29.03.2006 N 03-06-05-03/09.
Однако в Письме от 09.07.2008 N 03-05-04-05/03 финансовый орган пришел к выводу, что в настоящее время гл. 29 НК РФ и Приказом Минфина России от 24.01.2005 N 8н "Об утверждении формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес" вопрос об определении даты представления налогоплательщиком заявления о регистрации объекта налогообложения по налогу на игорный бизнес в налоговый орган в виде почтового отправления с описью вложения не урегулирован. В связи с этим при рассмотрении указанного вопроса полагается целесообразным учитывать положения ст. 80 НК РФ и сложившуюся судебно-арбитражную практику (в частности, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2007 N А19-3072/07-15-Ф02-5730/07, ФАС Поволжского округа от 24.01.2008 N А57-5534/07-45 и др.). Учитывая изложенное, Письмо Минфина России от 07.07.2006 N 03-06-05-02/06 применяется в части, не противоречащей настоящему Письму.
Таким образом, фактически Минфин России изменил свою точку зрения по данному вопросу, поддержав позицию, согласно которой в качестве даты представления заявления о регистрации объекта налогообложения по налогу на игорный бизнес в виде почтового отправления с описью вложения следует считать день его отправки.
Также финансовый орган указал на то, что членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ В. А. Новиковым подготовлен и представлен на заключение в Правительство РФ проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в статью 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации", предусматривающий, в частности, порядок определения даты представления заявления о регистрации объекта налогообложения (даты отправки почтового отправления) и даты получения такого заявления налоговым органом (даты получения налоговым органом почтового отправления). На указанный проект федерального закона Минфином России совместно с Минэкономразвития России и Минюстом России подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации проект положительного заключения Правительства РФ.
Арбитражные суды в данном вопросе занимают сторону налогоплательщика, указывая на то, что необоснованно доначислять налог на игорный бизнес, поскольку объект обложения данным налогом (игровой автомат) считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшении) количества объектов налогообложения. Доводы налогового органа о шестидневном сроке отклоняются судами как не соответствующие законодательству. Суды указывают, что НК РФ не установлен особый порядок определения даты представления в налоговый орган заявлений о регистрации объекта (объектов) налогообложения по налогу на игорный бизнес, направленных в виде почтовых отправлений (см. Постановления ФАС Уральского округа от 03.03.2008 N Ф09-860/08-С3; от 26.05.2008 N Ф09-3577/08-С3; ФАС Поволжского округа от 16.06.2008 N А55-464/08, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008 N А42-1861/2008).
Данные выводы также подтверждаются Определением ВАС РФ от 19.03.2008 N 3713/08.
Таким образом, приходим к тому, что выводы налогового органа в данном случае согласно новой позиции Минфина России следует признать неправомерными.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
22.04.2009