Организация приобрела в собственность здание, располагающееся на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. В адрес комитета по управлению муниципальным имуществом (далее - комитет) организацией направлено письмо о предоставлении указанного земельного участка в аренду для эксплуатации здания. Комитет направил организации для подписания договор аренды земельного участка. Однако организация подписывать договор отказалась, сославшись на то, что к нему не приложены план земельного участка; документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего договор; расшифровка стоимости арендной платы. Имеет ли комитет право требовать взыскания с организации суммы неосновательного обогащения за время указанной переписки, в течение которого организация без правовых оснований и уплаты арендных платежей пользовалась земельным участком?

Ответ: Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), плательщиками которого являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, и арендная плата, которая взимается за земли, переданные в аренду.

На основании п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Из п. 2 ст. 1105 ГК РФ следует, что лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации комитет по управлению муниципальным имуществом имеет право требовать взыскания с организации суммы неосновательного обогащения.

Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 23.12.2008 по делу N А05-3847/2008, ФАС Уральского округа от 22.01.2009 N Ф09-10414/08-С6, ФАС Московского округа от 27.10.2008 N КГ-А41/9819-08).

Р. Ю.Ермаков

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

20.04.2009