У организации в процессе производства продукции образуются опасные отходы, которые она реализует в собственность юридическим лицам, не имеющим лицензии на работу с опасными отходами. Является ли данный факт нарушением законодательства и, если является, предусмотрена ли за него ответственность?

Ответ: Согласно пп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из п. 3 ст. 4 Закона N 89-ФЗ следует, что собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

Согласно ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение организациями экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Следовательно, в рассматриваемом случае имеет место факт нарушения п. 3 ст. 4 Закона N 89-ФЗ.

При этом, как следует из арбитражной практики, суды квалифицируют подобные нарушения именно по ст. 8.2 КоАП РФ как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 N Ф04-8147/2008(18786-А46-43), ФАС Уральского округа от 02.02.2009 N Ф09-86/09-С1).

Р. Ю.Ермаков

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

20.04.2009