Организация является доверительным управляющим. Вправе ли она учитывать в целях исчисления налога на прибыль расходы в виде оплаты труда сотрудников, непосредственно связанные с таким управлением?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 17 апреля 2009 г. N 16-15/037643@

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью для российских организаций, в том числе для некоммерческих организаций, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с п. 1 ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

В договоре доверительного управления имуществом должны быть указаны, в частности, размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором (п. 1 ст. 1016 ГК РФ).

Таким образом, из существа договора доверительного управления следует, что доверительный управляющий оказывает учредителю управления услуги по управлению имуществом, полученным в доверительное управление.

Согласно п. 2 ст. 276 НК РФ имущество (в том числе имущественные права), переданное по договору доверительного управления имуществом, не признается доходом доверительного управляющего. Вознаграждение, получаемое доверительным управляющим в течение срока действия договора доверительного управления имуществом, является его доходом от реализации и подлежит налогообложению в установленном порядке. При этом расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами доверительного управляющего, если в договоре доверительного управления имуществом не предусмотрено возмещение указанных расходов учредителем доверительного управления.

Следовательно, перечень расходов, связанных с осуществлением доверительного управления, является открытым, поэтому в их состав могут быть включены любые затраты доверительного управляющего, произведенные им непосредственно для исполнения данного договора и не подлежащие возмещению учредителем управления.

На основании ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, расходы на оплату труда работников, непосредственно участвующих в управлении доверенным имуществом, доверительный управляющий вправе учитывать в целях налогообложения прибыли, если они не компенсируются учредителем доверительного управления и соответствуют положениям п. 1 ст. 252 и ст. 255 НК РФ.

Заместитель

руководителя Управления

советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

А. Н.ЧУГУНОВА

17.04.2009