Какими документами можно подтвердить для целей исчисления налога на прибыль расходы на наем жилого помещения, если командированный работник самостоятельно заключает договор найма с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем?

Ответ: При исчислении налога на прибыль к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности на наем жилого помещения (пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (ст. 252 НК РФ).

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Во время командировки работник может проживать как в гостинице, так и в частной квартире.

При этом возможны следующие варианты:

1) работник по приезде в место командировки самостоятельно арендует квартиру;

2) организация от своего имени заключает договор аренды квартиры, в которой будет проживать командированный работник.

В первом случае заключается договор найма жилого помещения (ст. 671 Гражданского кодекса РФ), а во втором - договор аренды жилого помещения. В силу п. 2 ст. 671 ГК РФ юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. При этом юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

Как правило, работник по приезде в место командировки самостоятельно заключает договор найма жилого помещения. Данный договор заключается в простой письменной форме (ст. 674 ГК РФ).

В бухгалтерию организации для подтверждения произведенных расходов необходимо представить этот договор, а также документ, подтверждающий произведенную оплату по данному договору.

Если квартира арендуется у физического лица - не предпринимателя, таким документом может являться расписка арендодателя (наймодателя) о получении денежных средств в качестве платы за предоставленную внаем квартиру. Расписка составляется в произвольной письменной форме.

Таким образом, для подтверждения расходов в данном случае необходимы следующие документы:

- договор найма квартиры;

- расписка наймодателя о получении денежных средств.

Е. В.Карсетская

Издательско-консалтинговая группа

"АйСи Групп"

17.04.2009