Организация на территории своего торгового комплекса создала систему фонтанов совместно с зелеными насаждениями и транспортную развязку (объект дорожного хозяйства), необходимую для свободного подъезда к комплексу. Указанные объекты внешнего благоустройства созданы без привлечения источников бюджетного или иного целевого финансирования. Правомерно ли для целей налога на прибыль исчислять амортизацию со стоимости данных объектов внешнего благоустройства, если иные прочие условия ст. 252 НК РФ полностью соблюдены?

Ответ: В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ не подлежат амортизации такие виды амортизируемого имущества, как объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты.

Отметим, что определение понятия "благоустройство территории" отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому, по мнению Минфина России, необходимо руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства. Под расходами на объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации (Письмо Минфина России от 04.12.2008 N 03-03-06/4/94).

Кроме того, Минфин России считает, что объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации, независимо от источника финансирования их создания.

Даже если организация создала объекты внешнего благоустройства за счет собственных средств, эти объекты амортизации не подлежат (Письмо Минфина России от 12.08.2008 N 03-03-06/1/461).

Однако с этим часто не согласны арбитражные суды.

Так, ФАС Поволжского округа пришел к выводу, что в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации объекты внешнего благоустройства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования. Иные объекты внешнего благоустройства подлежат амортизации в общем порядке (Постановление ФАС Поволжского округа от 28.08.2008 N А65-20868/07).

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Уральского округа от 26.06.2008 N Ф09-4500/08-С3.

А ФАС Дальневосточного округа в своем Постановлении от 04.05.2008 N Ф03-А73/08-2/1322 указал, что в силу ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений и иных объектов, возложена обязанность проводить мероприятия по благоустройству территорий. Соответственно, объекты внешнего благоустройства учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, подлежат амортизации в целях налогообложения прибыли и принимаются к вычету через амортизационные отчисления. Это также объясняется экономической обоснованностью расходов, поскольку имеется взаимосвязь между указанными расходами и коммерческой деятельностью организации.

Несмотря на приведенную позицию арбитражных судов по этому вопросу, налогоплательщику необходимо иметь в виду, что налоговые органы в этом вопросе будут руководствоваться позицией Минфина России. И если налогоплательщик намерен начислять амортизацию на объекты внешнего благоустройства, ему надо быть готовым отстаивать свою позицию в суде.

Е. В.Карсетская

Издательско-консалтинговая группа

"АйСи Групп"

17.04.2009