Индивидуальный предприниматель заключил трудовой договор с гражданином, состоящим на воинском учете. Правомерно ли привлечение предпринимателя к административной ответственности за непредставление сведений о работнике в военный комиссариат?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает в том числе воинский учет.

Пунктом 6 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ также установлено, что исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции, в частности, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

При этом согласно п. 7 ст. 8 названного Федерального закона организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719.

На основании пп. "а" п. 32 Положения о воинском учете в целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы.

Таким образом, обязанность представления в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу гражданах, состоящих на воинском учете, возложена на организации и на должностные лица данных организаций.

При этом ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Исходя из указанных положений нормативных правовых актов к ответственности за непредставление сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, могут быть привлечены непосредственно организации и их должностные лица. Следовательно, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ, индивидуальные предприниматели не являются.

Учитывая изложенное, привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности за непредставление в военный комиссариат сведений о принятом на работу гражданине, состоящем на воинском учете, будет являться неправомерным.

Данный вопрос являлся предметом рассмотрения ФАС Восточно-Сибирского округа, который в своем Постановлении от 04.09.2008 N А33-4142/08-Ф02-4327/08 подтвердил неправомерность привлечения предпринимателя к данному виду ответственности.

Одновременно следует отметить, что согласно Определению ВАС РФ от 16.02.2009 N 13798/08 выполнение правил воинского учета не связано с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, рассмотрение данных дел неподведомственно арбитражным судам.

В связи с этим при обращении по данным спорам в судебные органы заинтересованным лицам необходимо руководствоваться положениями гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

16.04.2009