Организация осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной продаже продуктов питания через магазин. При проведении уполномоченным органом проверки деятельности организации на предмет применения контрольно-кассовой техники продавцом магазина был пробит кассовый чек на меньшую сумму, чем стоимость приобретаемых товаров. Подлежит ли организация привлечению к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ, в случае если продавцом была допущена механическая ошибка?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, продавец магазина обязан применять контрольно-кассовую технику при продаже товаров.
Согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
При этом ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в рассматриваемом случае при решении вопроса о привлечении организации к административной ответственности подлежат установлению все обстоятельства нарушения, в том числе по какой причине сумма по чеку оказалась меньше стоимости фактически реализованных товаров. Вместе с тем законодательством Российской Федерации не предусмотрено, что механическая ошибка может являться основанием для освобождения от административной ответственности.
Кроме того, в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" было разъяснено, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать в том числе пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Следовательно, если в связи с механической ошибкой продавцом магазина был пробит кассовый чек на меньшую сумму, чем фактическая стоимость приобретаемых покупателем товаров, организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ, а действия продавца могут быть расценены как неприменение контрольно-кассовой машины. Основанием для подобного вывода может явиться то, что организацией не были приняты все зависящие от нее меры по применению контрольно-кассовой машины, поскольку она не обеспечила соблюдение ее работником требований Закона N 54-ФЗ.
Судебная практика также подтверждает данную позицию (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.09.2008 N А10-763/08-Ф02-3901/08 и Определение ВАС РФ от 18.03.2009 N ВАС-2583/09).
Вместе с тем, если организация считает, что у нее не имелось возможности для соблюдения соответствующих правил и норм торговли и ее вина отсутствует или установлена необоснованно, то свои права она имеет право защищать в судебном порядке.
Д. И.Покшан
Пенсионный фонд РФ
16.04.2009