Организация подала заявку на участие в конкурсе на поставку товаров в соответствии с требованиями законодательства, информацией, указанной в извещении заказчика (государственным органом) о проведении открытого конкурса и о конкурсной документации до 1 марта 2009 г. В указанной заявке отсутствовала копия протокола об одобрении крупной сделки, хотя такая сделка была для участника крупной. В силу изменений, внесенных в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", представление данного протокола после 1 марта 2009 г. является обязательным. Прием заявок на участие в конкурсе прекращается после 1 марта 2009 г. Может ли организация быть не допущенной к участию в конкурсе в связи с несоответствием заявки требованиям законодательства при указанных выше обстоятельствах?
Ответ: В соответствии со ст. 525 Гражданского кодекса РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заказчик обязан опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в официальном печатном издании и разместить на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ст. 8 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии со ст. 25 Закона N 94-ФЗ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
В числе документов, которые должны быть приложены к заявке, участник размещения заказа обязан приложить копию протокола об одобрении крупной сделки, если такая сделка для участника является крупной.
Данная норма была введена Федеральным законом от 30.12.2008 N 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Приведенный Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2009 г.
В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Согласно ст. 27 Закона N 94-ФЗ после вскрытия конвертов с заявками участников размещения заказа конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ, в срок, не превышающий двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона N 94-ФЗ.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредставления документов, определенных ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ.
Таким образом, если в поданной заявке отсутствует документ, предусмотренный ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ, но заявка подана до 1 марта 2009 г., то конкурсная комиссия не вправе признавать такую заявку как не соответствующую требованию Закона. Участник конкурса в этом случае должен быть допущен к аукциону.
А. С.Кульчицкий
Консалтинговая группа "ИнтерСофт"
16.04.2009