У организации имеются основания полагать, что заявленные при декларировании товаров сведения о классификационном коде товара являются недостоверными. Заявленному классификационному коду товара соответствует большая ставка таможенной пошлины. Имеется ли возможность у организации осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей, учитывая, что таможенным органом решение о классификации данного товара в соответствии с иным классификационным кодом не принималось?

Ответ: Законодательство Российской Федерации в области таможенного дела предусматривает возврат уплаченных таможенных платежей только в том случае, если эти платежи будут признаны излишне уплаченными или излишне взысканными.

В соответствии со ст. 355 Таможенного кодекса РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, необходимым условием для возврата сумм переплаты таможенных платежей является наличие факта, подтверждающего, что законодательством предусмотрена меньшая сумма уплаты таможенных пошлин, нежели фактически уплаченная.

В целях установления таможенным органом факта неверной классификации товаров при их таможенном оформлении и, как следствие, произведения перерасчета подлежащих уплате таможенных платежей организация может обратиться в таможенный орган с мотивированной просьбой осуществить пересмотр в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа о принятии заявленного декларантом классификационного кода товаров.

В соответствии со ст. 412 ТК РФ вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.

В соответствии с пп. "б" п. 10 Методических рекомендаций по проведению ведомственного контроля, направленных в таможенные органы Письмом ФТС России от 18.07.2007 N 01-06/26709 (далее - Методические рекомендации), обращение организации в таможенный орган является внешним поводом для пересмотра в порядке ведомственного контроля решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

Одной из основных задач ведомственного контроля является устранение нарушений, совершаемых таможенными органами и их должностными лицами при принятии решений и совершении действий (бездействия) в сфере таможенного дела, а также восстановление прав и законных интересов лиц, нарушенных не соответствующими требованиям законодательства РФ решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и их должностных лиц (пп. "а", "б" п. 3 Методических рекомендаций). В соответствии с п. 7 Методических рекомендаций в порядке ведомственного контроля может быть отменено (изменено) не соответствующее требованиям законодательства РФ решение, независимо от формы, в которой оно было принято. Решение о принятии классификационного кода товара, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, заявленного декларантом, принимается путем внесения на оборотной стороне таможенной декларации записи "Проверено", которая заверяется подписью с указанием фамилии, времени и даты окончания проверки (пп. "в" п. 7 Методических рекомендаций). При этом в соответствии с п. 6 Методических рекомендаций отмене подлежат незаконные или необоснованные решения независимо от того, чьи интересы - государства или конкретного лица - были нарушены.

Если таможенным органом по результатам ведомственного контроля решение нижестоящего таможенного органа будет признано не соответствующим требованиям законодательства РФ и отменено, таможенный орган в целях реализации данного решения будет обязан произвести перерасчет подлежащих уплате таможенных платежей и в течение месяца, в соответствии с п. 3 ст. 355 ТК РФ, сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных таможенных пошлин.

В свою очередь, если проведенной проверкой будет установлено, что принятое нижестоящим таможенным органом решение о подтверждении заявленного классификационного кода товаров соответствует требованиям законодательства РФ, результаты такой проверки будут отражены в письме, направленном инициатору обращения - организации-декларанту (п. 29 Методических рекомендаций). Письмо таможенного органа может быть обжаловано в судебном порядке.

М. В.Теперина

Коллегия адвокатов

15.04.2009