Общее собрание акционеров: новые требования

(Молотников А. Е.)

("Современное право", N 9, 2002)

Текст документа

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

А. Е. МОЛОТНИКОВ

А. Е. Молотников, ассистент кафедры юриспруденции Владимирского государственного университета.

С 18 августа 2002 г. вступило в силу Постановление ФКЦБ России от 31.05.2002 N 17/пс "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров". Теперь практически все акционерные общества должны руководствоваться новыми правилами принятия корпоративных решений.

Эти дополнительные требования распространяются на подавляющее большинство акционерных обществ (исключение составляют лишь такие, которые состоят из одного акционера, что встречается нечасто). Изменить придется не только подход к подготовке, созыву и проведению акционерных собраний, но и уставы и внутренние документы акционерных обществ.

На первый взгляд, дополнительные требования не содержат никаких существенных новшеств, и только подробное изучение положения показывает истинный смысл этого документа. Дело в том, что дополнительные требования, изменяя детали, призваны трансформировать представление об общем собрании акционеров, превратив его из пустой формальности и наглядного примера нарушения прав миноритарных владельцев ценных бумаг в действенный механизм участия в управлении компанией всех ее акционеров.

Удастся ли дополнительным требованиям достичь поставленной цели - покажет время, однако уже сейчас можно сделать некоторые выводы по содержанию этого документа.

Подготовка общего собрания акционеров. Устанавливается исчерпывающий перечень способов, с помощью которых акционер может контактировать с компанией. В частности, чтобы внести предложения в повестку дня общего собрания или инициировать проведение внеочередного акционерного собрания, можно: а) направить письмо почтовой связью; б) вручить письмо под роспись уполномоченному лицу общества; в) направить письмо иным способом, предусмотренным уставом или внутренними документами общества (например, с помощью электронной почты).

В случае использования почтового извещения дополнительными требованиями устанавливается возможность послать письмо либо по месту нахождения единоличного исполнительного органа общества, либо по иным адресам, указанным в уставе и внутренних документах юридического лица. Вряд ли это положение существенно поможет акционерам довести свое мнение до компании. Скорее всего, оно будет использоваться для того, чтобы "неугодные" акционеры не смогли внести интересующие их вопросы в повестку дня и выдвинуть кандидатов в органы общества.

В связи с данным нововведением компаниям целесообразно внести некоторые изменения в свои уставы либо внутренние документы, регулирующие порядок проведения общих собраний акционеров. В частности, следует указать точные адреса, по которым акционеры смогут связываться с обществом. Кроме того, во избежание возможных разногласий было бы неплохо предусмотреть, к кому акционер или его представитель может обратиться со своими предложениями. В частности, можно указать, что это будет генеральный директор или председатель Совета директоров, корпоративный секретарь общества (если такая должность предусмотрена), иное лицо, уполномоченное принимать письменную корреспонденцию, адресованную обществу.

Если компания предполагает контактировать со своими акционерами иными способами, необходимо перечислить эти способы в уставе или внутренних документах общества (например, электрическая связь, включая средства факсимильной и телеграфной связи; электронная почта с использованием электронной цифровой подписи и т. д.). Также следует предусмотреть, что считается датой внесения предложений: ведь в некоторых случаях без соответствующего разъяснения определить ее достаточно сложно. В случае с факсимильными сообщениями это может быть и получение предложения (например, путем автоматического приема документа факсимильным аппаратом), и непосредственная регистрация документа лицом, ответственным за получение данного вида посланий.

Пожалуй, наиболее значимой нормой дополнительных требований является положение о месте проведения акционерного собрания. До последнего времени основные владельцы акций, по определенным причинам не желавшие участия в собрании какой-либо группы акционеров, использовали следующий прием: Совет директоров, принимая решение о проведении общего собрания акционеров, определяет местом проведения собрания, скажем, либо глухую деревеньку на Дальнем Востоке, либо фешенебельный курорт на тихоокеанском побережье США. Вряд ли основная масса акционеров сможет прибыть в эти места к назначенному времени. Во избежание такой ситуации ФКЦБ России устанавливает положение, по которому общее собрание должно проводиться в поселении (городе, поселке, селе), являющемся местом нахождения общества. Правда, устав или внутренние документы компании могут закрепить иное место проведения собрания. Последняя оговорка может свести на нет все старания пресечь манипуляции с местом проведения собрания: ничто не мешает основным акционерам простым большинством голосов утвердить целый перечень городов мира, где может проводиться собрание акционеров.

Кроме того, есть еще одна недоработка. Почему-то в число поселений не вошел такой населенный пункт, как деревня. А ведь большинство бывших колхозов в настоящее время существуют именно в форме акционерных обществ. Что же им теперь - регистрироваться и проводить собрания в близлежащих селах и городах, а не в родных деревнях?

Если в компании сложилась корпоративная традиция проводить общие собрания акционеров не по месту нахождения общества, в срочном порядке необходимо принимать дополнения к уставу или внутреннему документу, регулирующему порядок деятельности собрания. Такая ситуация возникает достаточно часто, когда основные акционеры пребывают в других регионах, например, место нахождения общества во Владивостоке, а все его акционеры находятся в Москве. Самое интересное в данной ситуации заключается в том, что собрание, на котором будут вноситься эти изменения, следует проводить уже в соответствии с рассматриваемыми дополнительными требованиями, то есть по месту нахождения компании. В противном случае будет сохраняться опасность судебного обжалования решений, принятых на таком собрании.

Наконец-то решен вопрос об оформлении бюллетеней при выборах членов Совета директоров с помощью кумулятивного голосования. Дело в том, что при таком голосовании число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в Совет директоров, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. В связи с этим возникал логичный вопрос: необходимо ли в бюллетене для голосования приводить графы "против" и "воздержался", ведь если акционер не отдает кому-то свои голоса, это уже говорит о его неодобрении кандидатуры. В то же время Федеральный закон от 26.12.95 N 201-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 21.03.2002; далее - Закон об акционерных обществах) требует, чтобы бюллетени содержали все три графы: "за", "против" и "воздержался".

Теперь все становится на свои места. Согласно дополнительным требованиям варианты голосования в рассматриваемом случае, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался", указываются один раз по отношению ко всем кандидатам. При этом в таком бюллетене напротив имени каждого кандидата должно содержаться поле для проставления числа голосов, отданных за него лицом, принимающим участие в общем собрании. Данная новелла требует внести изменения во внутренние документы, регулирующие порядок деятельности собрания или Совета директоров, так как во многих обществах формы бюллетеней для голосования закреплены одним из этих документов. Поэтому может возникнуть корпоративный конфликт, когда одна часть акционеров будет требовать избирать членов Совета директоров по старой форме бюллетеней, а другая будет призывать руководствоваться требованиями положения ФКЦБ России.

Созыв общего собрания акционеров. В сообщении об общем собрании должен быть указан адрес, по которому это собрание будет проводиться. Закрепление этой формулировки вызвано случаями, когда место проведения собрания определялось в общих чертах - таким образом, чтобы "неугодный" акционер при всем своем желании не смог его обнаружить. Судебной практике известен случай, когда в извещении место проведения общего собрания формулировалось "коротко и ясно": Российская Федерация, город Москва.

Кроме того, сообщение о проведении акционерного собрания должно содержать время начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании.

В дополнительных требованиях подробно регламентировано, какие документы относятся к дополнительной информации, обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании. В связи с этим, если в уставе или внутренних документах компании указаны другие документы, необходимо привести эти положения в соответствие с дополнительными требованиями. В частности, к годовому общему собранию акционеров необходимо предоставлять:

- годовой отчет общества;

- заключение ревизионной комиссии о достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общества;

- рекомендации Совета директоров по распределению прибыли, в том числе по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты, и убытков компании по результатам финансового года.

К дополнительной информации, обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, следует прилагать сведения о наличии либо отсутствии письменного согласия выдвинутых кандидатов на избрание в соответствующий орган общества. Данное требование абсолютно оправданно, ведь акционер вправе знать: согласен ли кандидат, например в члены Совета директоров, баллотироваться на эту должность, не откажется ли он от нее после своего избрания.

Довольно часто для того, чтобы распылить голоса группы акционеров, заинтересованные лица выдвигали в органы общества авторитетных и уважаемых многими акционерами людей, но сами кандидаты при этом ничего не знали о подобной инициативе. Разумеется, многие миноритарные акционеры отдавали свои голоса за эту кандидатуру. После избрания лицо, как правило, отказывалось входить в число членов Совета директоров, что было только на руку инициаторам подобного недобросовестного извещения.

Дополнительные требования раскрывают, какая информация должна входить в годовой отчет общества. Долгое время не существовало общего подхода к составлению данного документа, теперь же компании будут учитывать обязательный перечень сведений:

- положение общества в отрасли;

- приоритетные направления деятельности общества;

- отчет Совета директоров о результатах развития общества по приоритетным направлениям деятельности;

- перспективы развития общества;

- отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям;

- описание основных факторов риска, связанных с деятельностью общества;

- перечень совершенных в отчетном году крупных сделок и сделок с заинтересованностью;

- состав Совета директоров (включая информацию об изменениях в его составе, произошедших в отчетном году), информация о членах Совета директоров (в том числе их краткие биографические данные) и о владении ими акциями общества в течение отчетного года;

- сведения о лице, занимающем должность единоличного исполнительного органа (управляющем, управляющей организации) общества, и членах коллегиального исполнительного органа общества (в том числе краткие биографические данные) и о владении ими акциями общества в течение отчетного года;

- критерии определения и размер вознаграждения (компенсации расходов) лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа общества, каждого члена коллегиального исполнительного органа общества и каждого члена Совета директоров или общий размер вознаграждения всех этих лиц, выплаченного или выплачиваемого по результатам отчетного года;

- сведения о соблюдении обществом Кодекса корпоративного поведения;

- иную информацию, предусмотренную уставом общества или иным внутренним документом.

Установлен срок получения копий материалов, подлежащих предоставлению участникам общего собрания акционеров. Дело в том, что многие компании, не желая знакомить с этой информацией своих миноритарных акционеров, всячески оттягивали момент предоставления, пользуясь тем, что в Законе об акционерных обществах срок не установлен. В итоге копии материалов предоставлялись уже после проведения собрания. Теперь же общество обязано по требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров, предоставить ему копии указанных документов в течение 5 дней с даты поступления соответствующего требования. Этот срок должен быть указан в уставах и внутренних документах, регулирующих порядок деятельности собрания. Разумеется, компания может установить и меньший срок предоставления копий.

Порядок проведения общего собрания акционеров. Довольно часто для того, чтобы не допустить к участию в собрании "неугодных" лиц, некоторые компании отказывали представителям акционеров в регистрации на основании того, что в доверенности содержатся неполные паспортные данные. Теперь же не пустить представителя акционера на собрание по данному основанию будет нельзя, поскольку в дополнительных требованиях четко указывается, что под паспортными данными представителя и представляемого, которые должны содержаться в доверенности на голосование, понимаются нумерация бланка паспорта и дата его выдачи.

После принятия поправок к Закону об акционерных обществах, установившему, что в компаниях с числом акционеров более 500 человек функции счетной комиссии выполняет регистратор (лицо, которое ведет реестр акционеров общества), возник один интересный вопрос. Многие юристы начали спорить: можно ли привлечь к этим функциям стороннего регистратора, то есть компанию, которая не ведет реестр акционеров именно этого общества?

Дополнительные требования попытались устранить недосказанность закона, пояснив, что, если ведение реестра акционеров общества осуществляется регистратором, функции счетной комиссии общества не могут выполняться иными регистраторами. К сожалению, по имеющимся сведениям, эта формулировка не сняла сути проблемы: некоторые специалисты считают, что ФКЦБ России неверно истолковала положение Закона об акционерных обществах. Поэтому можно ожидать появления исков, оспаривающих законность данной нормы права.

Для исключения злоупотреблений при регистрации участников собрания, с целью задержать их и не допустить голосование по некоторым вопросам повестки дня, дополнительные требования устанавливают, что регистрация лиц, участвующих в общем собрании, должна осуществляться по адресу места проведения общего собрания. Уставы и внутренние документы компаний, содержащие возможность установления места регистрации участников собрания иного, чем место проведения собрания, должны быть приведены в соответствие с этим положением.

Вызывает интерес новое положение, касающееся открытия общего собрания. В частности, если ко времени начала собрания нет кворума ни по одному из вопросов, включенных в повестку дня, то открытие переносится на срок, установленный уставом или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, но не более чем на 2 часа. В случае отсутствия в этих документах указания на срок переноса открытия собрания оно переносится на 1 час. При этом подобный перенос более одного раза не допускается.

Принятое положение разрешает тупиковую ситуацию, возможную при самостоятельном проведении акционерами или иными имеющими на это право лицами внеочередного собрания. Представим ситуацию: акционеры, владеющие более 10% голосующих акций общества, по собственной инициативе проводят общее собрание, так как Совет директоров сделать это отказался. При этом в уставе общества предусматривается, что председателем общего собрания акционеров может быть только председатель Совета директоров либо - в случае его отсутствия - один из членов Совета. Разумеется, члены Совета директоров не являются на это собрание. Возникает вопрос: что делать? Ведь собрание не может проводиться без председателя.

Дополнительные требования разъясняют, как вести себя в подобной ситуации. Председателем общего собрания является лицо (его представитель), принявшее решение о проведении внеочередного общего собрания, или, если решение о проведении внеочередного общего собрания принято несколькими лицами, - одно из них. То есть в нашем случае акционеры - инициаторы проведения общего собрания - должны принять решение, кто из их числа будет председательствовать на собрании.

Снимается вопрос, что считать датой проведения общего собрания, проходившего в форме заочного голосования акционеров. Теперь таковой является дата окончания приема бюллетеней для голосования. В уставах и внутренних положениях некоторых компаний может быть определено, что датой проведения такого акционерного собрания считается дата подведения итогов собрания. В свете рассмотренного Постановления ФКЦБ России это положение является неверным и, следовательно, подлежит исключению из документов.

Помимо упомянутых норм, дополнительные требования содержат большое число мелких нововведений. Пока не ясно, сможет ли данный нормативный акт коренным образом изменить подход акционерных компаний к проведению общих собраний. С уверенностью можно сказать лишь то, что не все положения найдут поддержку среди участников корпоративных отношений: некоторые нормы будут оспариваться в суде, а другие - просто-напросто игнорироваться.

Название документа