Организация является субподрядчиком в рамках соглашения о разделе продукции проекта "Сахалин-2". Приложением А "Принципы бухгалтерского учета" к соглашению определено, что его положения устанавливают правила, необходимые для исчисления налогов в связи с соглашением, и что бухгалтерский учет ведется по кассовому методу. 1. Правомерно ли определять налоговую базу по налогу на прибыль по кассовому методу? 2. Какими правилами следует руководствоваться при ведении бухгалтерского учета?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 апреля 2009 г. N 03-06-06-06/6

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с обращением о порядке признания организацией доходов и расходов, формирования налоговой базы по налогу на прибыль при реализации соглашения о разделе продукции проекта "Сахалин-2" (далее - Соглашение) сообщает.

1. Пунктом 15 ст. 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, предусмотренные указанными соглашениями.

Учитывая положения п. 1 Приложения "Е" дополнения 1, в течение всего срока действия Соглашения при налогообложении дохода, полученного подрядчиками и субподрядчиками от выполнения работ (оказания услуг) по проекту "Сахалин-2", в течение всего срока действия Соглашения необходимо определять элементы налогообложения по налогу на прибыль, в том числе ставку, в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в редакции, действовавшей на 01.01.1994.

При определении порядка уплаты налога на прибыль для компании, ее подрядчиков и субподрядчиков также необходимо учитывать положения п. 2 Приложения "Е" дополнения 1, которые устанавливают особенности исчисления и уплаты данного налога, отличающие его от порядка, установленного Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 в редакции, действовавшей на 01.01.1994.

2. В Приложении "А" "Принципы бухгалтерского учета", а также в пп. "б" и "е" п. 1 Приложения "Е" дополнения 1 "Налоги и обязательные платежи" Соглашения отсутствуют ссылки на применение правил бухгалтерского учета в отношении подрядчиков и субподрядчиков компании - оператора проекта.

Таким образом, в целях ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, применения нормативов, установленных отдельными нормативными актами (в том числе в части применения пенсионного законодательства, районных коэффициентов, северных надбавок и т. д.), организация-подрядчик, по нашему мнению, руководствуется действующими в Российской Федерации нормативными правовыми актами.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Также сообщаем, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, является Минэнерго России. В связи с тем что правила исчисления и уплаты налога на прибыль при реализации Соглашения оказывают влияние на его экономические показатели, а само Соглашение было заключено Российской Федерацией, с одной стороны, и компанией, с другой стороны, считаем необходимым обратиться в указанное министерство с целью разъяснения согласованной позиции сторон Соглашения по применению его положений.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

14.04.2009