Об оспаривании заключенных с юрлицами и физлицами договоров аренды земельных участков, предназначенных для олимпийского строительства; о залоге участков и олимпийских объектов, не завершенных строительством; о ставках арендной платы за участки, предоставленные для строительства олимпийских объектов; об определении статуса объектов, входящих в Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 апреля 2009 г. N Д23-1007

Департамент недвижимости Минэкономразвития России совместно с Росимуществом, Минрегионом России, "ГК Олимпстрой" рассмотрел обращение по вопросу о привлечении инвестиционных и кредитных ресурсов для строительства олимпийских объектов и сообщает.

Исходя из обращения существует ряд проблем для привлечения инвестиционных и кредитных ресурсов для строительства олимпийских объектов.

1. По вопросу проведения мероприятий по оспариванию заключенных с юридическими и физическими лицами договоров аренды земельных участков, предназначенных для целей олимпийского строительства. Указанные мероприятия осуществляются Территориальным управлением Росимущества в Краснодарском крае. Поданы соответствующие исковые заявления. Данный вопрос находится на рассмотрении и постоянном контроле в Правительстве Российской Федерации.

Сроки осуществления судопроизводства по указанному вопросу установлены арбитражно-процессуальным законодательством.

2. По вопросу залога земельных участков и олимпийских объектов, не завершенных строительством. Значительная часть земельных участков, предназначенных для олимпийских объектов, расположена на территории национального парка. Земельные участки национального парка, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", являются федеральной собственностью. Согласно п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) данные земельные участки изъяты из оборота, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Земельного кодекса, которая допускает в отдельных случаях наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования таких земель. Залог земельных участков национального парка предполагает, прежде всего, переход права собственности на такие участки к залогодержателю в случае неисполнения обязательств по кредитному договору, то есть переход земельных участков из федеральной собственности в частную. Таким образом, реализация предложения о предоставлении возможности залога земельных участков на территории национального парка возможна путем внесения концептуальных изменений в законодательство об особо охраняемых природных территориях, что представляется нецелесообразным. Что касается предоставленных для строительства олимпийских объектов земельных участков, расположенных на землях иных категорий, предложение о введении возможности их залога может быть поддержано при условии проработки вопросов защиты интересов государства как собственника таких участков, которое будет предоставлять земельные участки в залог в пользу третьих лиц.

3. По вопросу о высоких ставках арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства олимпийских объектов. Согласно ч. 7 ст. 16 Федерального закона N 310-ФЗ ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые предоставлены для целей олимпийского строительства, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время определение ставок арендной платы за данные земельные участки осуществляется в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.09.2008 N 270 на основании сведений об их кадастровой стоимости. В соответствии с данным Приказом до 1 января 2015 г. установлены ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в размере 0,1% от их кадастровой стоимости.

По мнению Минэкономразвития России, данная ставка в полной мере учитывает необходимость минимизации затрат арендаторов на период строительства. Предложение об изменении ставки арендной платы может быть рассмотрено при представлении соответствующих расчетов и финансово-экономического обоснования.

4. По вопросу об определении статуса объектов, входящих в Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 310-ФЗ и ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" (далее - Федеральный закон N 238-ФЗ) олимпийскими объектами являются объекты, необходимые для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 238-ФЗ выделяется два типа перечней олимпийских объектов. Перечень олимпийских объектов, включенных в Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (далее - Программа строительства), утверждаемую Правительством Российской Федерации; перечень олимпийских объектов, не включенных в Программу строительства, утверждаемый Наблюдательным советом "ГК Олимпстрой".

Часть 12 ст. 14 Федерального закона N 310-ФЗ определяет олимпийские объекты федерального значения как олимпийские объекты, финансирование строительства которых, в соответствии с Программой строительства, предусмотрено полностью или частично за счет средств федерального бюджета или за счет средств "ГК Олимпстрой" либо полностью за счет средств иных юридических лиц.

Лица, которым предназначенные для размещения олимпийских объектов земельные участки предоставлены на праве аренды, осуществляют строительство олимпийских объектов на основании заключенного с "ГК Олимпстрой" соглашения об организации строительства олимпийских объектов федерального значения. Форма данного соглашения утверждается Наблюдательным советом "ГК Олимпстрой" (ч. 15, 18 ст. 14 Федерального закона N 310-ФЗ). При этом п. 4 ч. 15 ст. 14 Федерального закона N 310-ФЗ установлено, что соглашение об организации строительства олимпийских объектов федерального значения должно содержать в том числе обязательство лица, заключившего с "ГК Олимпстрой" соглашение, безвозмездно предоставить Оргкомитету "Сочи 2014" на период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр олимпийские объекты федерального значения. Перечень данных олимпийских объектов федерального значения определяется Правительством Российской Федерации (ч. 22 ст. 14 Федерального закона N 310-ФЗ).

Исходя из норм Федеральных законов N N 310-ФЗ, 238-ФЗ правовой статус олимпийских объектов федерального значения и объектов для развития города Сочи как горноклиматического курорта не разграничивается.

Директор

Департамента недвижимости

А. И.ИВАКИН

14.04.2009