Организация выполняет гарантийный ремонт своей продукции как собственными силами, так и через сторонние сервисные центры. В каком порядке должны выставляться счета-фактуры в целях исчисления НДС?

Ответ: Передаваемый покупателю товар должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются в пределах разумного срока, либо в пределах гарантийного срока, если это предусмотрено договором. Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, в пределах этого срока, в том числе безвозмездного устранения недостатков товара (п. п. 1, 2 ст. 470, п. 1 ст. 475, п. 3 ст. 477 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, по сути гарантийный ремонт - это один из способов выполнения обязательств о качестве товара в рамках договора купли-продажи. При этом производитель (продавец) может выполнять эти обязательства не только сам, но и через уполномоченных предпринимателей и организации, на которых он соответствующим договором возлагает обязанности по проведению гарантийных ремонтов и обязуется возместить стоимость этих ремонтов.

Поскольку при выполнении гарантийного ремонта услуга покупателю не оказывается и работа не выполняется (п. п. 4, 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ), объекта налогообложения по НДС не возникает, соответственно, счет-фактуру покупателю выставлять не нужно независимо от того, кто непосредственно выполняет гарантийный ремонт: производитель (продавец) или сервисный центр (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 168 НК РФ).

Сервисный центр по договору с производителем (продавцом) выполняет его обязательства перед покупателем, то есть оказывает услугу производителю (продавцу), который в рамках этого договора возмещает сервисному центру стоимость гарантийного ремонта.

Услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, освобождаются от налогообложения НДС (пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ). Поэтому сервисный центр не включает в налоговую базу суммы, полученные от производителя (продавца) в возмещение стоимости гарантийного ремонта. УФНС России по г. Москве в Письмах от 26.02.2006 N 19-11/14837 и от 27.10.2004 N 24-11/70055 также указывало, что не подлежат налогообложению НДС суммы, полученные организацией, осуществляющей непосредственно гарантийный ремонт, в пределах возмещения стоимости гарантийного ремонта, а также стоимости запасных частей, использованных на осуществление данного ремонта.

Однако сервисный центр обязан выставить продавцу на эту сумму счет-фактуру с соответствующей надписью или штампом "Без налога (НДС)" (п. 5 ст. 168 НК РФ).

О. Г.Хмелевской

Издательство "Главная книга"

14.04.2009