Правомерно ли взыскание штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление налоговому органу документов, предусмотренных НК РФ и необходимых для осуществления налогового контроля, если вместо запрашиваемой формы N 1-НДФЛ налоговый агент представил самостоятельно разработанную форму учета доходов физических лиц?
Ответ: Налоговые агенты должны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами (п. 1 ст. 230 Налогового кодекса РФ). Как указано в НК РФ, форма документа для учета должна быть утверждена Минфином России. Однако до настоящего времени такая форма не разработана и не утверждена. Поэтому продолжает действовать форма N 1-НДФЛ, утвержденная еще МНС России (п. 1 Приказа МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год").
В сложившейся ситуации у налоговых агентов, ведущих учет доходов физических лиц, есть два выхода: или вести учет доходов физических лиц по старой форме, утвержденной МНС России, или разработать свою форму, предварительно утвердив ее в учетной политике для целей налогообложения.
Однако во втором случае налоговых агентов могут ожидать такие последствия: налоговые органы зачастую приравнивают представленную не по форме N 1-НДФЛ налоговую карточку по учету доходов к ее непредставлению. И штрафуют за непредставление документов, необходимых для проверки правильности исчисления НДФЛ (п. п. 1, 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ).
Такая точка зрения контролирующих органов неправомерна. Объясняется это следующим.
Для начала отметим, что позиция контролирующих органов (изложенная, например, в Письмах Минфина России от 30.11.2006 N 03-05-01-04/322, ФНС России от 31.12.2004 N ММ-6-04/199@), согласно которой до утверждения Минфином России новой формы N 1-НДФЛ налоговые агенты должны продолжать использовать старую форму N 1-НДФЛ, не подтверждается ни одним нормативно-правовым актом.
ВАС РФ также высказал свою позицию по данному вопросу. В частности, он указал, что Приказ МНС России, утвердивший форму N 1-НДФЛ, принимался только на 2003 г. А Письма Минфина России и ФНС России, в которых налоговым агентам предлагается продолжать использовать старые формы до утверждения новых, по своей сути являются разъяснениями, которые носят рекомендательный характер и не свидетельствуют о том, что действие Приказа было продлено в установленном порядке (Определение ВАС РФ от 16.06.2006 N 3842/06).
При этом Приказ, которым утверждена старая форма N 1-НДФЛ, не относится к законодательству о налогах и сборах (ст. ст. 1, 4 НК РФ). А оштрафовать налогового агента можно только за непредставление в налоговые органы документов и (или) сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами налогового законодательства (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Арбитражные суды также не поддерживают проверяющих в таких спорах, объясняя это тем, что для налогового контроля не так уж и важно, по какой форме налоговый агент ведет учет доходов физического лица. Главное, чтобы из этой формы можно было получить нужные данные: о сумме дохода, о налоговой базе, об исчисленном и удержанном НДФЛ (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2007 N А56-23810/2005, от 24.04.2006 N А42-9448/2005, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2007 N А42-2052/2007).
С учетом изложенного привлечение налогового агента к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, в рассматриваемом случае не основано на нормах законодательства. Поэтому налоговые агенты могут вести учет доходов физических лиц как по старой форме, так и по самостоятельно разработанной.
А. Н.Краснопеева
Издательство "Главная книга"
14.04.2009