В течение какого срока налоговый орган обязан обеспечивать сохранность представленных ему налогоплательщиками-организациями документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов?

Ответ: В соответствии с пп. 4 - 6 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны: представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты); представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность; представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

При этом Кодексом прямо не установлена обязанность налоговых органов обеспечивать сохранность указанных документов.

Вместе с тем пп. 2 п. 1 ст. 32 Кодекса установлена обязанность налоговых органов осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Это означает, что вышеуказанные документы необходимы для осуществления такого контроля.

Статьей 106 Кодекса определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах деяние лица, за которое Кодексом установлена ответственность. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (п. 1 ст. 113 Кодекса).

В связи с этим налоговый орган обязан в течение по крайней мере 4 лет обеспечивать сохранность представленных ему налогоплательщиками-организациями документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

При этом согласно п. 236 Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения (далее - Перечень), утвержденного Приказом МНС России от 21.04.2004 N САЭ-3-18/297@ и согласованного Протоколом ЦЭПК Росархива от 06.04.2004 N 1, срок хранения документов юридических лиц по налогам (бухгалтерские отчеты, расчеты, декларации) и приложений к ним составляет 5 лет. В случае возникновения споров, разногласий, следственных и судебных дел такие документы организации-налогоплательщика сохраняются до вынесения окончательного решения. При этом п. 2.13 Указаний по применению Перечня предусмотрено, что снижение сроков хранения, установленных Перечнем, запрещается.

Таким образом, налоговый орган обязан обеспечивать сохранность представленных ему налогоплательщиками-организациями документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение 5 лет.

А. А.Альферович

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

13.04.2009