В каких случаях Федеральная служба по финансовым рынкам может проводить камеральные проверки и каков порядок их проведения?

Ответ: В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317 (далее - Положение), ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

На основании п. 6 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) ФСФР России вправе устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью указанных организаций.

Приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-108/пз-н утверждено Положение о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на федеральную службу по финансовым рынкам (далее - Положение), согласно которому ФСФР России (РО ФСФР России) проводит выездные и камеральные проверки.

Из п. 1.2 Положения следует, что порядок проведения проверок установлен Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденным Приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-107/пз-н (зарегистрирован Минюстом России 14.12.2007, регистрационный N 10706) (далее - Регламент).

В соответствии с п. 7.1.4 Регламента камеральной проверкой является проверка без выезда по месту нахождения и/или ведения деятельности организации, которая проводится по месту нахождения ФСФР России (РО ФСФР России) путем рассмотрения документов и сведений, имеющихся у ФСФР России (РО ФСФР России), документов и сведений, поступающих от проверяемой организации, запрашиваемых и получаемых у данной организации, у органов государственной власти, иных организаций (лиц) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием для проведения камеральной проверки является поручение руководителя ФСФР России (РО ФСФР России).

Камеральная проверка проводится в случае получения ФСФР России сведений о возможных нарушениях федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР России (РО ФСФР России).

Согласно п. 17 Регламента камеральная проверка может назначаться при получении сведений о возможных нарушениях организацией законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление соответствующего вида деятельности на финансовом рынке, а также законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и в других необходимых для исполнения ФСФР России (РО ФСФР России) своих полномочий случаях.

Пунктом 18.2 Регламента предусмотрено, что камеральная проверка проводится в срок до 5 месяцев. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации срок камеральной проверки может быть продлен назначившим ее руководителем (заместителем руководителя) ФСФР России (РО ФСФР России) на один месяц.

Максимальный срок проведения камеральной проверки (с учетом возможного продления) - 6 месяцев.

Основаниями для продления проверок также могут являться:

- необходимость дополнительного изучения материалов, связанных с проводимой проверкой;

- несвоевременное представление или непредставление организациями материалов, документов и информации, необходимых для проведения проверки;

- необходимость уточнения достоверности информации в организациях и государственных органах Российской Федерации.

Из п. 21 Регламента следует, что камеральная проверка проводится путем истребования информации и документов у проверяемой организации и/или иных организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации, и анализа такой информации и документов.

При проведении камеральной проверки ФСФР России вправе истребовать у организации любые необходимые для проведения камеральной проверки и решения вопросов, относящихся к компетенции ФСФР России, объяснения, сведения и документы.

При необходимости ФСФР России запрашивает соответствующую информацию у других органов государственной власти, органов местного самоуправления, саморегулируемых и иных организаций путем направления запроса и/или предписания о предоставлении информации в соответствии с п. п. 15.1 и 15.2 Регламента.

По результатам камеральной проверки инспектором (инспекторами), проводившим камеральную проверку, составляется и подписывается акт камеральной проверки, который утверждается начальником структурного подразделения (лицом, исполняющим его обязанности) и представляется руководителю (заместителю руководителя) ФСФР России, назначившему камеральную проверку.

Акт камеральной проверки рассматривается руководителем (заместителем руководителя) ФСФР России, назначившим проверку, в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты утверждения акта начальником структурного подразделения (п. 22.2 Регламента).

В случае если по результатам рассмотрения акта камеральной проверки нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов Российской Федерации, в деятельности организации не установлено, решение ФСФР России (РО ФСФР России) не принимается (п. 23 Регламента).

Пунктом 3.4 Положения предусмотрено, что ФСФР России (РО ФСФР России) по результатам рассмотрения акта камеральной проверки принимает решение в отношении организации.

По результатам проведенной проверки принимаются следующие решения:

- о направлении организации предписания об устранении нарушений законодательства и/или о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений впредь;

- о направлении предписания о запрете или ограничении проведения организацией отдельных операций на рынке ценных бумаг;

- о приостановлении действия лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, выданной организации;

- об аннулировании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, выданной организации;

- об обращении в суд с заявлением об административном приостановлении действия или аннулировании лицензии, выданной организации, осуществляющей:

деятельность инвестиционного фонда,

деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами,

деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов,

деятельность негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

- об обращении в суд с заявлением об исключении бюро кредитных историй из государственного реестра бюро кредитных историй;

- о направлении предписания о приостановлении деятельности жилищного накопительного кооператива;

- об обращении в суд с заявлением о ликвидации жилищного накопительного кооператива.

Решение принимается в форме приказа, предписания или обращения в суд.

Р. Ю.Ермаков

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

13.04.2009