Организация в целях привлечения дополнительного числа покупателей производимой продукции осуществила выпуск рекламных сообщений на местном радио. Сообщения были озвучены по радио в соответствии с условиями договора с дирекцией радиокомпании. При проведении выездной налоговой проверки налоговый орган выявил занижение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму затрат по оплате сообщений, так как у организации отсутствовали тексты сообщений. Тексты также не содержались и в имеющемся договоре. Является ли наличие текстов рекламных сообщений необходимым условием для подтверждения экономической обоснованности расходов в данной ситуации?

Ответ: Подпунктом 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.

При этом признание расходов соответствующими критериям ст. 252 НК РФ является необходимым условием для возможности их учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В данном случае документальное подтверждение обеспечено соответствующими договорами. Однако, исходя из фактов, изложенных в вопросе, из договоров не следует, что информация, размещенная в радиоэфире, являлась рекламной и посвящена деятельности общества.

Таким образом, налоговому органу не представлялось возможным сделать вывод о связи этих сообщений с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. Следовательно, для подтверждения экономической обоснованности расходов в данной ситуации налогоплательщик должен располагать текстом рекламных сообщений.

Аналогичная позиция, касающаяся вопроса завышения убытков в связи с неправомерным отнесением на расходы затрат на размещение рекламы в журналах, отражена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2009 по делу N А13-5043/2007.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

13.04.2009