В период с 2001 г. по 2006 г. российская организация оказывала услуги по ремонту дизельных установок по трем договорам, образующим единый проект, на казахском предприятии. Полагая, что данная деятельность не привела к образованию постоянного представительства в Республике Казахстан, организация обратилась в Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан с заявлением о возврате налога с доходов, удержанного казахским налоговым органом. В возмещении налога было отказано, так как, по мнению Налогового комитета, деятельность организации привела к образованию постоянного учреждения (представительства). Правомерно ли проведение взаимосогласительной процедуры с целью возврата налога в соответствии со ст. 25 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996? Возможно ли учесть данную сумму налога при расчете налога на прибыль в РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 апреля 2009 г. N 03-08-05/1

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения прибыли, полученной от выполнения работ по ремонту дизельных установок для казахской организации на территории Республики Казахстан, и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 5 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция) термин "постоянное учреждение (представительство)" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве.

Термин "постоянное учреждение" также включает оказание услуг, включая консультационные услуги, оказываемые резидентами через служащих или другой персонал, нанятый резидентом для таких целей, но только если деятельность такого характера продолжается (для такого или связанного с ним проекта) в пределах страны более чем 12 месяцев.

Определение, таким образом, содержит следующие условия:

- существование места деятельности, то есть помещения или оборудования;

- это место деятельности должно быть "постоянным", то есть должно быть установлено в определенном месте с определенной степенью постоянства;

- осуществление коммерческой деятельности предприятия через постоянное место деятельности. Это означает, что лица, которые тем или иным образом зависят от предприятия (персонал), проводят деятельность предприятия в государстве, в котором находится постоянное место деятельности.

Выражение "место деятельности" означает любые помещения, средства, оборудование или установки, используемые для проведения бизнеса предприятия, независимо от того, исключительно они используются для этой цели или нет. Место бизнеса может также существовать и без отдельного помещения, достаточно иметь в распоряжении некоторое пространство. Также место деятельности может находиться на другом предприятии.

Для того чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес. Деятельность не обязательно должна быть производительного характера. Более того, деятельность не обязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.

Двенадцатимесячный период применяется к каждому отдельному проекту. Проект может рассматриваться как единый субъект, даже если он основан на нескольких контрактах, при условии, что он формирует единое коммерческое и географическое целое.

Учитывая, что российская организация в период с 2001 г. по 2006 г. оказывала направленные на получение прибыли услуги по ремонту дизельных установок по трем договорам, образующим единый проект, на казахском предприятии, деятельность данной российской организации имеет регулярный характер и приводит к образованию постоянного представительства со дня начала работ на территории Республики Казахстан.

Следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 7 Конвенции прибыль российской организации от осуществляемой через постоянное представительство деятельности на территории Республики Казахстан может подлежать налогообложению в Республике Казахстан.

Это означает, что Казахстану предоставлено право налогообложения прибыли постоянных представительств российских организаций. Таким образом, если российские организации осуществляют деятельность в Казахстане через постоянные представительства, они являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль организаций.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Конвенции при определении прибыли постоянного учреждения допускается вычет документально подтвержденных расходов, понесенных для целей постоянного учреждения, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в государстве, где находится постоянное учреждение, или за его пределами.

Пунктом 2 ст. 23 Конвенции определено, что сумма налога на прибыль, исчисленная соответствующим образом согласно положениям ст. 7 Конвенции, уплачиваемая российским налоговым резидентом самостоятельно в Казахстане в соответствии с положениями данной Конвенции, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с этого резидента в России. Однако такой вычет не будет превышать суммы российского налога, исчисленного с такого дохода в России в соответствии с российским налоговым законодательством.

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, оснований для возбуждения взаимосогласительной процедуры не имеется.

Одновременно сообщаем, что для получения российской организацией зачета налога, уплаченного на территории Республики Казахстан, при уплате этой организацией налога в Российской Федерации необходимо в соответствии с положениями ст. 7 Конвенции формировать прибыль от деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства на территории Казахстана.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

10.04.2009