Единственный участник общества с ограниченной ответственностью принял решение об изменении места нахождения и почтового адреса общества и утверждении новой редакции устава общества в связи с вышеизложенными изменениями. Налоговый орган по предыдущему месту нахождения общества принял решение о регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице. Налоговый орган по новому месту нахождения общества поставил его на учет. Впоследствии налоговый орган по новому месту нахождения общества обследовал помещение и установил, что общество по этому адресу не находится, оно принадлежит другому лицу на праве собственности, договор аренды с обществом не заключался. Налоговый орган по новому месту нахождения общества пришел к выводу, что регистрация изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, является незаконной, поскольку обществом представлены недостоверные сведения о юридическом лице при государственной регистрации, а именно адрес, являющийся местом нахождения общества, зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Налоговый орган обратился в суд с требованием о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества. Правомерно ли такое требование налогового органа?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" устав общества должен содержать сведения о месте нахождения общества.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Из содержания ст. 17 Закона N 129-ФЗ следует, что для государственной регистрации достаточно подтверждения юридическим лицом в заявлении о государственной регистрации достоверности сообщаемых изменений, вносимых в учредительные документы. В соответствии со ст. ст. 9 и 23 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов. У регистрирующего органа отсутствуют полномочия по проверке достоверности сообщаемых сведений и право отказать в государственной регистрации вносимых изменений по результатам такой проверки.

Пунктом 4 ст. 18 Закона N 129-ФЗ установлено, что в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Из этого следует, что регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица обязан поставить юридическое лицо на налоговый учет.

При этом несообщение об изменении места нахождения юридического лица в регистрирующий орган основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, не является.

Одновременно следует отметить, что подобное несообщение может служить основанием для решения вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо применения иных предусмотренных законом способов восстановления нарушенных прав.

Данные выводы подтверждаются Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 07.08.2008 N Ф08-4532/2008.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

08.04.2009