Предоставленный в аренду земельный участок налогоплательщик использует для ведения двух видов деятельности: оказания услуг платной автостоянки и сдачи в субаренду предпринимателю, осуществляющему розничную торговлю автомобилями. По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, начислении ЕНВД и пени. Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа о занижении названным налогоплательщиком при исчислении налога площади стоянки, используемой для получения налогооблагаемого дохода от оказания услуг по хранению автотранспортных средств, так как в расчет не была включена площадь участка, сдаваемого налогоплательщиком в аренду. Правомерно ли решение налогового органа?

Ответ: Согласно пп. 4 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок).

В соответствии со ст. 346.29 НК РФ налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

В п. 3 данной статьи установлено, что для исчисления суммы единого налога при оказании услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках используется физический показатель "общая площадь стоянки (в квадратных метрах)".

Согласно ст. 346.27 НК РФ платные стоянки - это площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств (за исключением штрафных стоянок). Площадь стоянки - общая площадь земельного участка, на которой размещена платная стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

Следовательно, по смыслу названных норм права при исчислении единого налога на вмененный доход должен применяться физический показатель "общая площадь стоянки (в квадратных метрах)".

Согласно официальной позиции Минфина России площадью стоянки признается общая площадь земельного участка, на которой размещена платная стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов. При исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности по хранению автотранспортных средств на платных стоянках налогоплательщик должен учитывать площадь всего земельного участка, на котором фактически осуществляется указанная деятельность (Письмо от 19.05.2008 N 03-11-05/126).

В целях применения гл. 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на тот или иной объект предпринимательской деятельности, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Также финансовый орган отмечает, что размер площади стоянки устанавливается на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих право налогоплательщиков на использование земельного участка для организации стоянки (договоров купли-продажи, аренды и других документов). В связи с этим при исчислении единого налога на вмененный доход должна учитываться арендуемая площадь автостоянки, определяемая на основании договора аренды (Письмо Минфина России от 29.06.2006 N 03-11-05/165).

В судебной практике нет единообразия по данному вопросу.

Часть судов приходит к выводу, что при исчислении ЕНВД по оказанию услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках следует учитывать не общую площадь земельного участка, а площадь, предназначенную для оказания платных услуг по хранению автотранспортных средств, то есть фактически используемую для этих целей площадь (Постановления ФАС Уральского округа от 13.08.2007 N Ф09-6340/07-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 02.10.2008 N Ф04-6086/2008(13004-А81-19), ФАС Московского округа от 20.11.2007 N КА-А41/11761-07).

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 02.10.2008 N Ф04-6087/2008(13007-А81-19) пришел к выводу, что в целях налогообложения единым налогом на вмененный доход под платными стоянками понимаются площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств, а не переданные налогоплательщиком в субаренду.

Другая часть судов указывает, что используемый налогоплательщиком земельный участок предоставляется для оказания услуг по хранению автотранспортных средств и извлечения дохода от указанного вида деятельности. При этом порядок использования земельного участка, предоставленного для организации платной автостоянки, расположение на нем различных объектов налогоплательщик определяет самостоятельно, исходя из цели предпринимательской деятельности - извлечение дохода. Значит, при исчислении ЕНВД необходимо учитывать всю площадь, указанную в договоре аренды (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.10.2007 N А19-2259/07-Ф02-3719/07, от 02.10.2007 N А19-2258/07-Ф02-3718/07).

Следует отметить, что приведенная судебная практика сформировалась до вступления с 01.01.2008 в силу Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ, внесшего определение площади стоянки в ст. 346.27 НК РФ. Законодатель определил, что в подобных случаях следует руководствоваться правоустанавливающими и инвентаризационными документами.

Таким образом, исходя из официальной позиции Минфина России, приходим к выводу о правомерности решения налогового органа. Противоположную позицию налогоплательщику, очевидно, придется отстаивать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

06.04.2009