Обязаны ли налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю, включать в общую площадь торгового зала при исчислении ЕНВД площади, используемые для организации рекламных подиумов?

Ответ: В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

Согласно ст. 346.27 НК РФ под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Согласно ст. 346.29 НК РФ налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Таким физическим показателем для розничной торговли является площадь торгового зала.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 20.11.2008 N Ф04-7081/2008(16065-А45-27) пришел к выводу о том, что НК РФ не предусмотрено уменьшение площади торгового зала на площади конструкций, рекламных подиумов и иных объектов некапитального характера, расположенных в пределах площади торгового зала и не представляющих собой отдельное помещение.

К сожалению, по данному вопросу нет позиции официальных органов и других судебных решений. Поэтому можно сделать вывод об обязательности включения в общую площадь торгового зала при исчислении ЕНВД площадей, используемых для организации рекламных подиумов. Однако данное Постановление по делу является единственным, поэтому налогоплательщику рекомендуется реализовать свое право на обращение в Минфин России с просьбой о разъяснении законодательства.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

06.04.2009