Налогоплательщик заключал с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоры аренды имущества, предметом которых являлось оказание услуг по сдаче в аренду металлоконструкций, находящихся в его владении, для размещения на них рекламных панно. Указанными договорами также было предусмотрено оказание им услуг по монтажу и демонтажу рекламных материалов арендаторов. Кроме того, он (принципал) заключил агентский договор, в соответствии с которым агент обязан был совершать действия по поиску заказов на размещение рекламных материалов третьих лиц по ценам и на условиях предпринимателя. Услуги по размещению и распространению рекламных материалов наружной рекламы агента включали в себя услуги по монтажу, распространению, техническому обслуживанию и демонтажу рекламных материалов на поверхностях рекламоносителей рекламных конструкций. Налоговый орган провел выездную налоговую проверку. По результатам проверки вынес решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа и предложил уплатить указанные суммы штрафа, единый налог на вмененный доход и пени. Основанием явился вывод налогового органа о том, что деятельность налогоплательщика по сдаче рекламных щитов в аренду фактически является деятельностью по распространению и размещению наружной рекламы, что подпадает под систему налогообложения в виде ЕНВД. Правомерно ли решение налогового органа?

Ответ: Согласно ст. 346.27 Налогового кодекса РФ распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций - предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ). Владелец рекламной конструкции (организация или индивидуальный предприниматель) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

При этом налогоплательщиками единого налога на вмененный доход в отношении указанного вида предпринимательской деятельности признаются организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся непосредственно распространением и размещением рекламы для заказчика, в том числе с использованием средств наружной рекламы, полученных во временное владение или пользование.

Согласно ст. 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем.

Согласно Письму Минфина России от 02.03.2006 N 03-11-04/3/106 при осуществлении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы плательщиком единого налога на вмененный доход признается организация, занимающаяся непосредственно распространением и размещением рекламы для заказчика, а не лицо, предоставляющее средство наружной рекламы для размещения на нем рекламной информации или предоставляющее место для установки средства наружной рекламы.

Сама деятельность организации по передаче в аренду (субаренду) средств наружной рекламы (световых коробов, щитов и т. д.) для размещения рекламной информации не относится к предпринимательской деятельности по размещению и (или) распространению наружной рекламы и, соответственно, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

В Письме Минфина России от 30.04.2008 N 03-11-04/3/223 разъяснено, что доходы, полученные от предпринимательской деятельности по монтажу и демонтажу рекламных изображений, а также от предпринимательской деятельности по переклейке плакатов с рекламной информацией, размещаемых на средствах наружной рекламы, принадлежащих сторонним организациям, не подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход.

Минфин России в официальных разъяснениях указал на то, что налогоплательщиками единого налога на вмененный доход в отношении указанного вида предпринимательской деятельности признаются организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся непосредственно распространением и размещением рекламы для заказчика, в том числе с использованием средств наружной рекламы, полученных во временное владение или пользование. Таким образом, деятельность организации, предоставляющей место для установки (размещения) рекламных конструкций, не относится к предпринимательской деятельности, связанной с распространением и (или) размещением наружной рекламы, и, соответственно, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощенной системой налогообложения (Письма Минфина России от 18.12.2008 N 03-11-04/3/562, от 02.12.2008 N 03-11-04/3/537, от 02.03.2006 N 03-11-04/3/106, от 05.10.2006 N 03-11-04/3/440, от 09.02.2006 N 03-11-04/3/74, от 07.07.2005 N 03-11-04/3/8).

Согласно официальной позиции налоговых органов под действие системы налогообложения в виде ЕНВД подпадают только те организации и индивидуальные предприниматели, которые получают доходы от оказания услуг по предоставлению и (или) использованию принадлежащих им (арендованных или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств для размещения (распространения) рекламной информации о других физических и юридических лицах, их деятельности, товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях. Доходы в виде арендных платежей, полученные организациями и индивидуальными предпринимателями от передачи во временное владение или пользование другим хозяйствующим субъектам принадлежащих им (арендованных или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств наружной рекламы, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощенной системой. Кроме того, не подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД деятельность посредников, агентов, комиссионеров и иных поверенных лиц, оказывающих рекламораспространителям услуги по оформлению права на размещение наружной рекламы на основании договоров на оказание данных услуг, заключенных ими с лицами, имеющими на праве пользования, владения и (или) распоряжения соответствующие стационарные технические средства наружной рекламы (Письма УФНС России по г. Москве от 14.02.2007 N 18-11/3/13710, ФНС России от 30.11.2004 N 22-2-14/1841@).

Суды также разделяют указанные выводы (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 08.07.2008 N 3822/08, ФАС Поволжского округа от 03.05.2007 N А65-16093/2006-СА2-9 и от 07.09.2007 N А65-26056/06, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.08.2007 N Ф08-4672/2007-1823А, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2008 N А19-1620/08-11-Ф02-4229/08).

Таким образом, доходы в виде арендных платежей, полученные организациями и индивидуальными предпринимателями от передачи во временное владение или пользование другим хозяйствующим субъектам принадлежащих им (арендованных или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств наружной рекламы, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощенной системой. Сдача в аренду металлоконструкций для размещения информации не свидетельствует о том, что предприниматель оказывал услуги в сфере рекламной деятельности, если налоговый орган не докажет, что налогоплательщик осуществлял затраты, связанные с данной деятельностью, и являлся плательщиком единого налога на вмененный доход в отношении деятельности, связанной с распространением и размещением наружной рекламы. Следовательно, решение налогового органа неправомерно.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

06.04.2009