Организация осуществляет розничную торговлю фотоальбомами. Работник налогового органа (без представителей МВД) произвел контрольную закупку фотоальбома, при этом продавец не применил ККТ и, соответственно, не выдал кассовый чек. По данному факту составлены акт проверки и протокол об административном правонарушении. Впоследствии постановлением инспекция привлекла организацию к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: Статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.

В соответствии со ст. ст. 2 и 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Как следует из вопроса, при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники должностным лицом налогового органа была проведена проверочная закупка, о чем составлены соответствующие акты.

Согласно позиции Минфина России, изложенной в Письме от 07.02.2006 N 03-01-15/1-23, покупка товара (заказ услуги), проведенная в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники, не выходит за рамки полномочий налогового органа по контролю за соблюдением Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ.

Однако в соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ) проверочная закупка является оперативно-розыскным мероприятием, проводимым при осуществлении оперативно-розыскной деятельности полномочным органом. Согласно ст. 13 Закона N 144-ФЗ налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Учитывая изложенное, действия налогового органа являются неправомерными, а вынесенное постановление - незаконным.

Данный вывод также может быть подтвержден Постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 09.02.2009 по делу N А66-5787/2008, Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 N 3125/08.

Исходя из вышеизложенного в рассматриваемой ситуации у организации есть шанс оспорить действия налоговых органов в суде.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

06.04.2009