Постановлением главы администрации муниципального образования организации в аренду предоставлен земельный участок, государственная собственность на который не разграничена. Между муниципальным образованием и организацией был заключен договор аренды со сроком действия один год. По истечении установленного договором срока аренды арендатор продолжал пользоваться вышеназванным земельным участком в отсутствие возражений со стороны арендодателя. Спустя два года арендодатель направил в адрес арендатора уведомление о прекращении арендных отношений по договору и необходимости освобождения занимаемого земельного участка до установленного уведомлением срока. Организация не исполнила требования муниципального образования об освобождении арендованного земельного участка. Вправе ли комитет по управлению имуществом муниципального образования, который в соответствии с постановлением главы муниципального образования является исполнительным органом, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере управления муниципальным имуществом, но при этом в соответствии с уставом муниципального образования не входит в структуру органов местного самоуправления, требовать в судебном порядке освобождения занимаемого организацией земельного участка?
Ответ: Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю установлено отнесение земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности поселений, городских округов, районов.
В соответствии с абз. 1 п. 10 ст. 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение указанными выше земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если Законом N 137-ФЗ и другими федеральными законами не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Согласно абз. 2 п. 10 ст. 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, в силу прямого указания закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, перечень органов местного самоуправления является открытым, однако подлежит расширению только в случае указания на то устава муниципального образования.
ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 15.01.2009 N А58-9841/07-Ф02-6714/08 указал, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Комитет по управлению имуществом муниципального образования в указанной ситуации не является органом муниципального образования, а указанный земельный участок не является муниципальной собственностью, следовательно, комитет по управлению имуществом муниципального образования не вправе им распоряжаться.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 01.08.2008 N А66-2763/2007 указал, что в случае, когда земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, орган местного самоуправления, который в соответствии с уставом муниципального образования не входит в структуру органов местного самоуправления, не вправе распоряжаться указанным земельным участком.
Таким образом, комитет по управлению имуществом муниципального образования не вправе требовать в судебном порядке освобождения занимаемого организацией земельного участка.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
02.04.2009