Налогоплательщик (акционерное общество) обратился в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения. Уведомлением налоговый орган отказал ему в применении упрощенной системы налогообложения на том основании, что налогоплательщик не представил документального подтверждения (выписку из реестра акционеров) того факта, что доля непосредственного участия других организаций в уставном капитале налогоплательщика составляет не более 25 процентов. Правомерен ли отказ налогового органа?

Ответ: Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 346.11 НК РФ).

Согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения может быть выдано налоговым органом налогоплательщику, изъявившему желание перейти на упрощенную систему налогообложения, только при соблюдении таким налогоплательщиком требований, предусмотренных гл. 26.2 НК РФ, в том числе при соблюдении условий, предусмотренных п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Исходя из этого условие, предусмотренное в пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, должно быть соблюдено на дату подачи организацией заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Полномочия на истребование объяснений налогоплательщиков, а также документов предоставлены налоговому органу ст. ст. 88, 93 НК РФ только в рамках проводимых налоговых проверок (камеральных, выездных).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

К документам, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, относятся, например, налоговые декларации (письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога), а также ордера, ведомости, чеки, платежные поручения, квитанции к кассовым ордерам, инкассовые распоряжения.

На основании п. 2 ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.

Согласно п. 3 ст. 44 Закона N 208-ФЗ в обществе, число акционеров которого более 50, ведение и хранение реестра акционеров должны быть поручены регистратору. Держателем реестра акционеров общества с меньшим количеством акционеров может быть это общество, однако не исключается возможность привлечения им регистратора для ведения и хранения реестра акционеров.

Согласно ст. 46 Закона N 208-ФЗ выписка из реестра акционеров общества подтверждает право акционера или номинального держателя на акции.

Таким образом, выписка из реестра акционеров общества не относится к документам, подтверждающим правильность исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов и не могла быть истребована налоговым органом в силу пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ.

В Письме ФНС России от 24.05.2005 N 22-1-11/941@ указано, что в соответствии со ст. ст. 31, 88, 93 НК РФ налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Таким образом, выписки из реестра акционеров, подтверждающие состав акционеров и их доли в уставном капитале акционерного общества, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков только в рамках проводимых в отношении них мероприятий налогового контроля.

Согласно Письму УМНС России по г. Москве от 27.10.2003 N 11-14/59964 в качестве документа, подтверждающего отсутствие непосредственного участия в закрытом акционерном обществе других юридических лиц в объеме более 25%, допускается представление в налоговый орган выписки из реестра акционеров общества, содержащей информацию об акционерах общества на день подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Суды приходят к выводу, что у налогового органа в данном случае нет права требования представления выписки из реестра акционеров при подаче заявления о применении УСН и отказ на данном основании будет являться незаконным. Если налоговому органу это необходимо, то он сам может получить данные сведения (см. Постановления ФАС Московского округа от 24.08.2005 N КА-А40/8106-05, ФАС Северо-Кавказского округа от 09.10.2007 N Ф08-6649/2007-2457А).

Так, например, ФАС Московского округа в Постановлении от 24.09.2008 N КА-А40/9142-08-П пришел к выводу, что, поскольку ни НК РФ, ни Приказ МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 не содержат требования по представлению выписки из реестра акционеров при подаче заявления о применении упрощенной системы налогообложения, налоговый орган, в силу п. 7 ст. 3, ст. 31 НК РФ, был вправе получить ее в соответствии с п. 7.9.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27).

Таким образом, приходим к выводу о неправомерности отказа налогового органа.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

28.03.2009