Вновь созданная организация в течение пяти дней с момента ее постановки на налоговый учет подала в налоговый орган заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Основной вид осуществляемой налогоплательщиком деятельности - овощеводство, дополнительные виды деятельности - выращивание корнеплодов, кормовых культур, грибов, переработка и консервация овощей. Уведомлением налоговый орган сообщил о возможности применения налогоплательщиком системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. После проверки налоговой декларации письмом налоговый орган сообщил налогоплательщику о том, что в связи с отсутствием у него по итогам года дохода от сельскохозяйственной деятельности он утрачивает право на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в связи с чем ему необходимо представить налоговую отчетность по общей системе налогообложения. Правомерно ли применение ЕСХН вновь созданной организацией, у которой в текущем налоговом периоде вообще отсутствовал доход от реализации сельскохозяйственной продукции?

Ответ: Статьей 346.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) устанавливается НК РФ и применяется наряду с общим режимом налогообложения. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.1 НК РФ.

На основании ст. 346.2 НК РФ налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 346.2 НК РФ на уплату единого сельскохозяйственного налога вправе перейти сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в пп. 2 - 4 данного пункта), если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подает заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

В силу п. 2 ст. 346.3 НК РФ вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель считаются перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Согласно официальной позиции Минфина России переход на уплату единого сельскохозяйственного налога вновь созданных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не получающих доходы, с 1 января года, следующего за годом их создания, гл. 26.1 НК РФ не предусмотрен (Письмо Минфина России от 13.04.2007 N 03-11-02/106).

В Письме от 15.12.2008 N 03-11-04/1/28 финансовый орган приходит к выводу, что налогоплательщик может быть признан утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога при отсутствии доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции за налоговый период, а не за отчетный период.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 01.10.2008 N А33-166/08-Ф02-4895/08 указывает, что основанием для возврата к общему режиму налогообложения является нарушение 70-процентного ограничения, а отсутствие дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в налоговом периоде не может служить таким основанием, так как НК РФ не содержит данных положений. Кроме того, было установлено, что организацией проводились подготовительные работы для осуществления сельскохозяйственной деятельности: разработка земельного участка, наем иностранных работников, оборудование теплиц, приобретение семян и саженцев, что явилось объективными причинами для неполучения налогоплательщиком дохода от реализации сельскохозяйственной продукции. Таким образом, факт отсутствия дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не свидетельствует об утрате обществом статуса сельскохозяйственного производителя.

Исходя из официальной позиции Минфина России, приходим к выводу о неправомерности применения ЕСХН вновь созданной организацией, у которой в текущем налоговом периоде вообще отсутствовал доход от реализации сельскохозяйственной продукции. Противоположную позицию налогоплательщику, очевидно, придется отстаивать в суде.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

28.03.2009