Налоговый орган провел выездную налоговую проверку, в ходе которой установил неполную уплату НДС в связи с неправомерным предъявлением НДС к вычету за тот период, когда налогоплательщик применял УСН и не являлся плательщиком НДС. По результатам налоговой проверки налоговый орган вынес решение и предложил налогоплательщику уплатить недоимку и пени. Правомерно ли проведение выездной налоговой проверки, в случае если ранее налоговый орган проводил камеральную проверку декларации по НДС за спорный период и нарушений предъявления НДС к вычету не установил, наличие недоимки не выявил?

Ответ: В силу п. 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Статья 87 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов налоговых проверок: камеральная налоговая проверка и выездная налоговая проверка.

На основании п. 2 ст. 87 НК РФ целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

При этом ст. 88 НК РФ, регламентирующая порядок проведения камеральной выездной проверки, не содержит запрета на проведение повторной камеральной проверки.

Статья 89 НК РФ определяет процедуру проведения выездной налоговой проверки и устанавливает ограничения на проведение выездной проверки.

Так, в силу п. 5 ст. 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Таким образом, исходя из буквального толкования названных норм прямой запрет на проведение выездной налоговой проверки после проведения камеральной проверки в НК РФ отсутствует.

Данный вывод подтверждает и сформировавшаяся судебная практика.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 05.10.2006 N А31-4206/13 пришел к выводу, что проведение камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и принятие по ней решений не препятствовало налоговому органу и в проведении выездной налоговой проверки, по результатам которой вынесено новое решение.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 19.05.2008 N Ф03-А04/08-2/1276 не поддержал доводы налогоплательщика о несогласии с решением налогового органа о доначислении налога и начислении пеней, принятого по результатам выездной проверки, в ситуации, когда ранее налоговый орган уже проводил за соответствующий период камеральную проверку и нарушений не установил. Суд указал, что налоговый орган вправе был провести выездную налоговую проверку для определения правильности исчисления налогов за спорный период. Ограничение указано лишь в п. 5 ст. 89 НК РФ. Поскольку ранее проводилась камеральная проверка, проведение выездной проверки правомерно и соответствует законодательству о налогах и сборах.

Таким образом, поскольку в указанной ситуации налоговым органом соблюдено ограничение, указанное в п. 5 ст. 89 НК РФ, проведение выездной налоговой проверки правомерно.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

28.03.2009