Налогоплательщик, которому было предоставлено право на реструктуризацию задолженности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002, обратился в налоговый орган с заявлением о возврате в порядке ст. 78 НК РФ излишне уплаченных процентов по реструктурированной задолженности. Правомерен ли отказ налогового органа в возврате?

Ответ: Пунктом 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 (далее - Постановление N 1002), предусмотрено, что в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату вступления в силу названного Порядка. Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.

Какой-либо особый порядок взыскания неуплаченных процентов либо возврата излишне уплаченных процентов нормами Постановления N 1002 не установлен.

При этом Бюджетным кодексом РФ предусмотрена возможность возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и не содержит ограничений в отношении процентов, уплачиваемых при реструктуризации. В соответствии со ст. 218 БК РФ исполнение бюджетов по доходам предусматривает в том числе возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Минфином России. Принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет относится к полномочиям администратора доходов бюджета (ст. ст. 6, 160.1 БК РФ).

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 и пп. 7 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Подача такого заявления порождает у налогового органа безусловную обязанность осуществить действия, связанные с его исполнением. Такая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-О.

В ст. 78 НК РФ указано, что ее положения применяются в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов, авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов.

Порядок возврата или зачета излишне уплаченных сумм процентов за пользование бюджетными средствами, уплачиваемых в период реструктуризации задолженности по налогам и сборам, НК РФ напрямую не установлен.

Вместе с тем, по мнению арбитражных судов, данное обстоятельство не может лишить налогоплательщика права на возврат или зачет излишне уплаченных сумм процентов.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2005 N 13054/04 сделан вывод о том, что по своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со ст. 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога. Следовательно, к отношениям по реструктуризации задолженности могут быть применены нормы налогового законодательства.

ФАС Московского округа в Постановлении от 18.05.2007, 21.05.2007 N КА-А40/4236-07 отметил, что проценты за пользование бюджетными средствами, уплачиваемые в период реструктуризации задолженности по налогам и сборам, по своей сути близки к пеням, а потому правовое регулирование их возврата или зачета относится к сфере налоговых правоотношений.

В Постановлениях ФАС Уральского округа от 23.07.2007 N Ф09-5095/07-С3, ФАС Московского округа от 25.08.2008 N КА-А40/6573-08 арбитражные суды сочли, что, поскольку бюджетным законодательством не предусмотрен порядок возврата излишне уплаченных денежных средств в связи с реструктуризацией задолженности в бюджет по обязательным платежам, подлежат применению в силу ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ по аналогии закона положения НК РФ - положения ст. ст. 78, 79 НК РФ, регулирующих сходные отношения в сфере налоговых правоотношений - порядок и условия возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора.

Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 24.05.2007, 17.05.2007 N Ф03-А73/07-2/1348, ФАС Московского округа от 09.04.2008 N КА-А41/2844-08, ФАС Северо-Западного округа от 16.01.2007 N А66-17164/2005, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.09.2008 N Ф08-5724/2008.

Таким образом, с учетом сложившейся арбитражной практики отказ налогового органа в возврате налогоплательщику излишне уплаченных процентов на сумму реструктурированной задолженности является неправомерным.

При этом следует отметить, что в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате сумм переплаты в течение трех лет со дня уплаты этих сумм.

В судебном порядке излишне уплаченные суммы процентов могут быть возвращены в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте их излишней уплаты (Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06).

При этом, как указано в Постановлении ФАС Московского округа от 07.12.2007 N КА-А40/12836-07, налогоплательщик в любом случае может узнать о факте излишней уплаты им процентов по реструктуризации не ранее дня, следующего за днем перечисления в бюджет последнего платежа в уплату процентов.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

28.03.2009