Организация осуществляет водоснабжение населения на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод. Правомерен ли отказ налогового органа в применении предусмотренной п. 3 ст. 333.12 НК РФ ставки водного налога, мотивированный тем, что в лицензии не указано целевое использование забранной воды - водоснабжение населения?
Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ забор воды из водных объектов признается объектом налогообложения по водному налогу.
Согласно ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 333.12 НК РФ предусмотрено, что ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
Согласно указанным нормам применение льготной ставки, предусмотренной п. 3 ст. 333.12 НК РФ, обусловлено соблюдением налогоплательщиком цели водопользования.
В соответствии с п. 3 ст. 43 Водного кодекса РФ порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Как следует из преамбулы Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), данный Закон регулирует в том числе отношения, возникающие в связи с использованием специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды.
Согласно п. 3 ст. 10.1 Закона N 2395-1 основанием возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.
Статьей 11 Закона N 2395-1 установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно п. 2 ст. 12 Закона N 2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами.
Аналогичные положения предусмотрены п. 8.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1.
Бланк лицензии на пользование недрами, утвержденный Письмом Роскомнедра от 10.09.1992 N ВО-61/2296, предусматривает указание целевого назначения и видов работ.
Согласно ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), является административным нарушением и влечет наложение штрафа.
В Письме от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14 Минфин России подчеркнул, что пользование подземными водными объектами является объектом налогообложения по водному налогу, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод.
Согласно Письму Минфина России от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24 плательщиками водного налога при заборе воды из подземных водных объектов, имеющими право применять ставку водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, могут быть признаны организации и физические лица, осуществляющие забор воды из подземных водных объектов на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод с указанием целевого использования добываемых подземных вод (питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения (жилищного фонда)) и разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды из подземного водного объекта. Данная ставка применяется к объемам воды, забранной из водного объекта, фактически используемой для водоснабжения населения. При отсутствии в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством), водный налог уплачивается по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 НК РФ.
Вместе с тем, по мнению арбитражных судов, отсутствие в лицензии на пользование недрами указания на водоснабжение населения или водоснабжение жилищного фонда не лишает налогоплательщика права на применение льготной ставки водного налога, предусмотренной п. 3 ст. 333.12 НК РФ.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлениях от 14.07.2008 N Ф08-3886/2008, от 11.03.2008 N Ф08-1064/08-395А (Определением ВАС РФ от 27.06.2008 N 8123/08 отказано в пересмотре дела в порядке надзора) отметил: гл. 25.2 НК РФ не содержит положения о том, что отсутствие в лицензии на право пользования недрами ссылки на объект водоснабжения "население" или "жилищный фонд" при указании целевого назначения "добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения" влечет применение ставки, предусмотренной п. 1, а не п. 3 ст. 333.12 НК РФ. Суд пришел к выводу, что квалифицирующим признаком для применения п. 3 ст. 333.12 НК РФ является не сам факт указания в соответствующей лицензии объекта водоснабжения, а целевое использование водного объекта, то есть использование воды для снабжения населения. Налогоплательщик фактически осуществлял забор воды из водных объектов для водоснабжения населения, что в силу названной нормы и является основанием для применения пониженной ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды.
ФАС Центрального округа в Постановлении от 04.09.2007 N А09-1691/07-29 признал необоснованным отказ налогоплательщику в применении предусмотренной п. 3 ст. 333.12 НК РФ ставки 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, мотивированный тем, что лицензией, выданной налогоплательщику, не предусмотрен забор воды для населения. Суд исходил из того, что неотъемлемой составной частью лицензии на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод является согласованный в установленном порядке расчет (баланс) водопотребления с указанием целевого использования воды, из которого видно, что налогоплательщиком осуществляется в том числе забор воды для водоснабжения населения.
ФАС Уральского округа в Постановлении от 30.05.2007 N Ф09-4095/07-С3 счел, что при осуществлении такого вида водопользования, как водоснабжение населения, исчисление водного налога должно производиться с применением налоговой ставки, установленной п. 3 ст. 333.12 НК РФ, вне зависимости от наличия в лицензии специальных указаний на вид целевого использования.
Аналогичные выводы содержатся также в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 17.09.2008 N Ф03-А59/08-2/3289.
Таким образом, исходя из позиции Минфина России, отказ налогового органа в применении предусмотренной п. 3 ст. 333.12 НК РФ ставки водного налога в связи с отсутствием в лицензии на пользование недрами указания на то, что забор воды осуществляется в целях водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда), является правомерным. Противоположную точку зрения налогоплательщику, вероятно, придется отстаивать в судебном порядке.
М. И.Дедусова
ООО "Юридическая компания
"Налоговая помощь"
28.03.2009