О списании правительством края налоговой задолженности, по которой налоговым органом пропущен срок взыскания

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 марта 2009 г. N 03-01-10/1-21

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо относительно списания налоговой задолженности, по которой налоговым органом пропущен срок взыскания, и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 59 Кодекса недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам; исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями - по региональным и местным налогам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" определены основания, по которым признаются безнадежными к взысканию недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, и порядок их списания.

При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местным администрациям рекомендовано решать вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным и местным налогам применительно к порядку, определенному названным Постановлением.

Вместе с тем нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления могут быть установлены иные основания признания недоимки по соответствующим налогам безнадежной к взысканию в силу причин экономического, социального или юридического характера.

В настоящее время в Министерстве финансов Российской Федерации с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти рассматриваются предложения о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 в целях расширения перечня оснований по признанию недоимки безнадежной к взысканию, в частности, в случае вступления в силу решения суда о признании недоимки безнадежной в связи с истечением срока ее взыскания.

При этом следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 46 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) пропущенный по уважительной причине срок подачи налоговым органом заявления о взыскании с налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога может быть восстановлен судом.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

27.03.2009