В 2009 г. организация применяла общую систему налогообложения, соответственно, за IV квартал 2009 г. она подала декларацию по НДС. Рассчитанная величина налога была уплачена в бюджет в сроки, определенные НК РФ. С 2010 г. организация перешла на упрощенную систему налогообложения, применение которой освобождает налогоплательщиков от обязанности по уплате НДС, за исключением некоторых случаев (п. 2 ст. 346.11 гл. 26.2 НК РФ). Позднее установлено, что была допущена ошибка при расчете налоговой базы по НДС за IV квартал 2009 г. Таким образом, в марте 2010 г. был проведен перерасчет, а также подана уточненная декларация, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уменьшилась

Вправе ли налоговые органы произвести списание излишне уплаченного НДС по истечении трехлетнего срока, предусмотренного для подачи налогоплательщиком заявления на возврат излишне уплаченного налога?

Ответ: Одним из условий для списания переплаты налоговой инспекцией является неосуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности и непредставление в налоговые органы бухгалтерской и налоговой отчетности, в соответствии с которой можно было бы произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей. Соответственно, если организация осуществляет деятельность и представляет отчетность, налоговые органы не вправе произвести списание излишне уплаченного в бюджет НДС в случае непредставления в течение трех лет с момента уплаты налога заявления на его возврат или зачет. Однако не исключены налоговые споры.

Обоснование: Подпункт 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ предоставляет налогоплательщикам право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Причем п. 7 ст. 78 НК РФ уточнено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

При наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Однако п. 7 ст. 78 НК РФ применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ не препятствует обращению налогоплательщика в случае пропуска срока на подачу заявления на возврат непосредственно в арбитражный суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным инспекции факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (п. 3 ст. 78 НК РФ).

В рассматриваемом случае ссылка в суде на то обстоятельство, что налоговые органы не сообщили о наличии переплаты, будет являться несостоятельной, так как, учитывая положения ст. 52 НК РФ о самостоятельном исчислении сумм налогов, организация не могла не знать о возникновении переплаты по НДС после подачи уточненной декларации (Постановление ФАС Московского округа от 07.06.2007 N КА-А40/4960-07).

НК РФ не определяет оснований и порядка списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов и сборов, если со дня уплаты прошло более трех лет.

Обращаем внимание, что судебная практика в отношении удовлетворения требований налогоплательщика о возврате налога в случае пропуска им срока подачи в налоговые органы заявления на возврат противоречива. В Постановлении ФАС Московского округа от 09.06.2007 N КА-А40/4960-07 суд занял сторону контролирующих органов, отказав в возврате налога. В то же время согласно выводам суда, изложенным в Постановлении ФАС Московского округа от 23.07.2007 N КА-А40/6823-07, порядок возмещения НДС, а также срок для возврата налога по уточненной декларации регулируются ст. 176 НК РФ. Соответственно, отказ налоговой инспекции в возврате налога по истечении трехлетнего срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ, неправомерен.

В Письме от 01.11.2013 N НД-4-8/19645@ Федеральная налоговая служба дала разъяснения о возможности списания инспекцией излишне уплаченных налогов по истечении трехлетнего срока. В абз. 5 Письма указано, что НК РФ не препятствует списанию суммы излишне уплаченного налога, по которой истек срок исковой давности, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, если налоговым органом обнаружена эта сумма излишне уплаченного налога, о которой в установленном порядке извещен налогоплательщик, не требуется ее направление на погашение недоимки по другим налогам, сборам, пеням, штрафам, налогоплательщик не подавал заявления о возврате (зачете) указанной суммы излишне уплаченного налога, не осуществлял финансово-хозяйственной деятельности и не представлял в налоговые органы бухгалтерской и налоговой отчетности, в соответствии с которой возможно было произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей.

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Согласно ст. 13 НК РФ налог на добавленную стоимость является федеральным налогом.

Налог при применении УСН также является федеральным налогом на основании п. 7 ст. 12, пп. 2 п. 2 ст. 18 НК РФ (Письмо Минфина России от 20.04.2006 N 03-02-07/2-30 (направлено Письмом ФНС России от 10.05.2006 N ММ-6-19/481@)). Соответственно, налогоплательщик имеет право зачесть переплату по НДС в счет будущих платежей по налогу, уплачиваемому при применении УСН.

Таким образом, в Письме ФНС России от 01.11.2013 N НД-4-8/19645@ перечислены условия для списания налоговой инспекцией переплаты в одностороннем порядке. Одним из них является неосуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности и непредставление в налоговые органы бухгалтерской и налоговой отчетности, в соответствии с которой можно было бы произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей. В ситуации, описанной в вопросе, это условие не реализуется. Соответственно, налоговые органы не вправе произвести списание излишне уплаченного в бюджет НДС в случае непредставления в течение трех лет с момента уплаты налога заявления на его возврат или зачет. Однако не исключены налоговые споры.

Е. А.Ступарь

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

02.12.2013