Новое правовое регулирование аудиторской деятельности

(Братчикова Н. В.) ("Законодательство и экономика", N 8, 2002) Текст документа

НОВОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. В. БРАТЧИКОВА

Спустя восемь лет с момента выхода в свет Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" принят наконец основной документ, регулирующий сферу аудита, - Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" <*> (далее - Закон). Он действует в редакции Федерального закона от 14 декабря 2001 г. N 164-ФЗ <**>. Это первая предусмотренная законом правовая регламентация аудита, принципиально отличающая новый порядок осуществления аудиторской деятельности от действующего ранее. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. 1. Ст. 3422. <**> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4829.

В развитие указанного Закона вышло два Постановления Правительства РФ: от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" <*>, которым утверждены Правила обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона "Об аудиторской деятельности", на аттестаты, предусмотренные указанным Федеральным законом; -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2002. N 6. Ст. 583.

от 29 марта 2002 г. N 190 "О лицензировании аудиторской деятельности" <*>. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2002. N 14. Ст. 1298.

Кроме того, общий порядок лицензирования аудиторской деятельности предусмотрен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <*> и одноименным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 <**>. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. 1. Ст. 3430. <**> СЗ РФ. 2002. N 9. Ст. 928.

Во исполнение поручения Правительства РФ Минфин России издал Приказ: от 1 апреля 2002 г. N 26н "Об утверждении формы бланка лицензии на осуществление аудиторской деятельности" <*>; -------------------------------- <*> Финансовая газета. 2002. N 21.

от 25 апреля 2002 г. N 34н "Об утверждении формы бланка квалификационного аттестата аудитора" <*>; -------------------------------- <*> Финансовая газета. 2002. N 21.

от 29 апреля 2002 г. N 38н <*>, которым утверждено Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации. -------------------------------- <*> Финансовая газета. 2002. N 23.

В настоящее время разрабатываются и другие нормативно - правовые акты по регулированию дальнейшего развития аудиторской деятельности (аудита), такие, как о Совете по аудиторской деятельности при Минфине России, о порядке аттестации и повышении квалификации аудиторов, о новых программах по проведению квалификационного экзамена на аттестат аудитора и др. Безусловно, принятие таких документов в развитие Закона будет способствовать созданию прочной нормативно - правовой базы по регулированию и дальнейшему развитию аудиторской деятельности (аудита) в стране. Принципиально новыми нормами Закона являются ст. 8 "Аудиторская тайна", ст. 9 "Правила (стандарты) аудиторской деятельности", ст. 11 "Заведомо ложное аудиторское заключение", ст. 13 "Страхование при проведении обязательного аудита", ст. 14 "Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов", а также статьи, регламентирующие деятельность Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях. До 9 декабря 2001 г. все аудиторские организации были обязаны привести свои учредительные документы и кадровый состав в соответствие с требованиями Закона. Аудиторской деятельностью (аудитом) в соответствии со ст. 1 Закона признается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица). При этом аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством уполномоченными органами государственной власти. Цель аудита состоит в выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не может осуществляться: аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности; аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов); аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности; аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности; аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих с этой аудиторской организацией учредителей (участников); аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц. Таким образом, перечисленные условия подтверждают независимость аудиторов, аудиторских организаций. Аудит осуществляется аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (далее - аудитор). Под аудиторской организацией понимается коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги, которая может быть создана в любой организационно - правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. При этом в штате такой организации должно состоять не менее пяти аудиторов, из которых не менее 50% должны составлять граждане Российской Федерации, а в случае если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75%. Аудитор - физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 80 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, определен Минфин России. Аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг, к которым относятся: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также бухгалтерское и налоговое консультирование; анализ финансово - хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также экономическое и финансовое консультирование; правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций; автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков; разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес - планов; проведение маркетинговых исследований; проведение научно - исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; обучение специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью, в установленном законодательством порядке; оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Аудитор может осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого такой организацией к работе на основании гражданско - правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или предпринимателя, которая проводится аудиторской организацией. Статья 7 Закона устанавливает случаи, в которых бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность организации или индивидуального предпринимателя подлежит обязательному аудиту. К ним относятся: организационно - правовая форма организации - открытое акционерное общество; организация является кредитной организацией; страховой организацией или обществом взаимного страхования; товарной или фондовой биржей; инвестиционным фондом; государственным внебюджетным фондом, источник образования средств которого - предусмотренные законодательством обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами; фондом, источники образования средств которого - добровольные отчисления физических и юридических лиц; объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством МРОТ, или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством МРОТ; организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйствования, если финансовые показатели его деятельности соответствуют предыдущему пункту. Следует отметить, что финансовые показатели могут быть понижены для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Федерации. Так, в части муниципальных предприятий г. Москвы действует распоряжение Премьера Правительства Москвы от 3 ноября 2000 г. N 1096-РП "Об аудиторских проверках государственных и муниципальных унитарных предприятий", в соответствии с которым проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным для всех государственных и муниципальных унитарных предприятий без дополнительных условий, начиная с отчета за 2000 г.; когда обязательный аудит в отношении перечисленных организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен иным федеральным законом. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, и при его проведении они обязаны страховать риск ответственности за нарушение договора. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам открытого конкурса, порядок проведения которого утверждается Правительством РФ, если иное не установлено Законом. При этом сам порядок проведения конкурса, участия в нем и оспаривания (аннулирования) его результатов в Законе не прописаны, что позволяет на практике подходить к его проведению весьма субъективно и формально. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством. Отныне аудиторское заключение не является, как ранее, документом, имеющим юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Аудиторские организации и аудиторы: обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались соответствующие аудиту услуги; обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудита; не вправе передавать такие сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, в том числе Минфин России, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений. В случае их разглашения аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и аудиторы вправе требовать от виновного возмещения причиненных убытков. Проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, называется аттестацией на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация). Она осуществляется в форме квалификационного экзамена (далее - экзамен). Лицам, успешно сдавшим экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия. При этом обязательными требованиями к претендентам на получение аттестата являются: наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа об образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности этого документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и/или юридическом образовании; наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. Дополнительные требования к претендентам на получение аттестата аудитора, порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются Минфином России. Каждый аудитор, имеющий соответствующий аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым Минфином России. При этом обучение по указанным программам проводится только лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности. В соответствии с п. п. 5 и 6 Перечня документов, требований и условий, необходимых для обмена квалификационных аттестатов аудиторов, утвержденного Минфином России 25 апреля 2002 г. N 28-01-21/871/СШ <*>, аудитор для этого должен представить в Минфин заполненное печатными буквами заявление по установленной форме и подлинник квалификационного аттестата. -------------------------------- <*> Финансовая газета. 2000. N 18.

Кроме того, для подтверждения аудитором отсутствия оснований для аннулирования его квалификационного аттестата дополнительно представляются: трудовая книжка и (или) копии иных документов, заверенных в установленном порядке, о привлечении аудитора к участию в аудиторской проверке, свидетельствующие о том, что он не прерывал осуществление аудиторской деятельности на срок два и более календарных лет подряд; документы или их нотариально заверенные копии о прохождении обязательного ежегодного повышения квалификации в порядке, установленном в период действия квалификационного аттестата аудитора. За недостоверные или искаженные сведения в документах аудитор несет ответственность в соответствии с законодательством. В соответствии с п. 6 Правил не подлежит обмену аттестат: срок действия которого истек до 9 сентября 2001 г. и до указанной даты заявления о его продлении не поступало в Минфин России (кроме аттестатов на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита) или в Банк России (аттестаты на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита); срок действия которого истек или истекает в период с 9 сентября 2001 г. по 1 мая 2002 г., - в случае направления в Минфин России заявления аудитора об обмене аттестата позднее 1 августа 2002 г.; срок действия которого истекает после 1 мая 2002 г., - в случае направления в Минфин России заявления аудитора об обмене аттестата позднее чем через три месяца после истечения срока действия аттестата; в случае наличия оснований для его аннулирования в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом; решение о выдаче или продлении действия которого на неограниченный срок принято в период с 9 сентября 2001 г. по 1 мая 2002 г. Минфин России приступил к рассмотрению заявлений об обмене квалификационных аттестатов аудитора с даты вступления в силу соответствующих Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 80. Этот обмен производится Минфином по истечении срока действия обмениваемого аттестата (без проведения повторной аттестации) при поступлении в министерство указанного заявления со всеми необходимыми документами. Представленные документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема передается лицу, их сдающему. При этом пакет документов заявителю не возвращается. Обмен аттестата производится в течение 30 дней (и не более) с момента регистрации в Минфине соответствующего заявления аудитора. Причем плата за обмен не взимается. На бланке аттестата, выдаваемого в порядке обмена (форма которого установлена Приказом Минфина России), указывается наименование центральной аттестационно - лицензионной аудиторской комиссии, на основании решения которой был выдан обмениваемый аттестат, номер и дата протокола заседания комиссии, а также производится запись "Аттестат выдан в порядке обмена". Этот аттестат аудитор может получить лично либо доверить это лицу, которому в этих целях должна быть выдана им нотариально заверенная в установленном порядке доверенность. В случае принятия решения об отказе в обмене аттестата Минфин России в течение пяти дней направляет заявителю письменное уведомление с указанием причин отказа. Это решение может быть обжаловано заявителем в установленном порядке. Статьей 16 Закона установлены основания и порядок аннулирования аттестата аудитора. Так, аттестат аннулируется в случаях, если: установлен факт получения аттестата с использованием подложных документов; вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока; установлен факт несоблюдения аудиторской тайны и (или) нарушение независимости аудиторов и (или) аудиторских организаций; установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований законодательства; установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки; установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность; аудитор нарушает требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации. Лицо, аттестат которого аннулирован, не вправе в течение трех лет со дня принятия такого решения повторно обращаться с заявлением о его получении. Этот срок не соблюдается только в одном из случаев - вступление в законную силу приговора суда с лишением права заниматься аудиторской деятельностью, которым и определяется срок подачи повторного заявления. Аннулировать аттестат вправе только Минфин России в соответствии с вынесенным им мотивированным решением, направляемым затем соответствующему лицу. Лицо, аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать такое решение в суд в течение трех месяцев со дня его получения. Лицензирование аудиторской деятельности проводится в соответствии с Федеральным законом N 128-ФЗ, ст. 17 рассматриваемого Закона и Постановлением Правительства РФ N 190, которыми определен в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии. Под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением их действия, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемого вида деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Датой получения лицензии считается дата принятия решения о ее выдаче. Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 190 и п. 3 Перечня документов, требований и условий, необходимых для подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности, утвержденного Минфином России 11 апреля 2002 г. N 28-05-01/781/СШ <*>, соискатель для получения указанной лицензии должен представить в Минфин России (далее - лицензирующий орган) следующие документы: -------------------------------- <*> Финансовая газета. 2002. N 17.

заявление о выдаче лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; наименования, организационно - правовой формы и места нахождения - для юридического лица; копия свидетельства о постановке соискателя на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика; документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица; копии всех имеющихся у соискателя лицензии аттестатов; сведения о фамилии, имени, отчестве руководителей организации, их заместителей и состоящих в штате организации аттестованных аудиторов - при наличии в штате только постоянно проживающих на территории России граждан Российской Федерации; сведения о фамилии, имени, отчестве, занимаемой должности, гражданстве и стране постоянного проживания руководителей организации, их заместителей, аттестованных аудиторов и иных штатных работников организации - при наличии в штате иностранных граждан и (или) граждан России, постоянно не проживающих на ее территории. Перечисленные документы подаются в одном экземпляре, и если копии указанных документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала. Документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю с отметкой о дате приема, а сами документы при этом не возвращаются. Срок рассмотрения пакета документов - 60 дней со дня поступления в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами, соответствующими установленным требованиям. Лицензия первоначально выдается на пять лет. При этом срок ее действия по заявлению лицензиата может продлеваться на очередные пять лет неограниченное число раз. Особо следует отметить то обстоятельство, что новым законодательством об аудите отдельные виды аудиторской деятельности не предусмотрены. Недостоверная или искаженная информация в документах, представленных соискателем лицензии, является основанием для отказа в ее предоставлении, а сам соискатель несет за это ответственность в соответствии с законодательством. Аудиторской организации лицензии предоставляются только при соблюдении следующих условий и требований: она является коммерческой организацией (за исключением аудиторских союзов сельскохозяйственных кооперативов); не может иметь форму открытого акционерного общества; аудиторская деятельность заявлена как вид деятельности организации в учредительных документах; уставный (складочный) капитал, заявленный в учредительных документах, должен соответствовать требования законодательства с учетом действовавшего МРОТ, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации организации (кроме аудиторских союзов сельскохозяйственных кооперативов); наличие у аудиторов организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов аттестатов; наличие в штате организации не менее пяти аудиторов, имеющих аттестаты; осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиторских услуг; соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением всей необходимой для этого документации и информации; обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством; предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения аудиторами их проверки; участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих аттестаты на право осуществления аудита кредитных организаций; наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 руб., а за предоставление самой лицензии - 1000 руб. При этом лицензия может быть аннулирована лицензирующим органом без обращения в суд при неуплате лицензионного сбора в течение трех месяцев с даты принятия решения о ее предоставлении, потому документ, подтверждающий оплату соответствующего сбора, должен быть представлен в течение указанного срока в лицензирующий орган. Документ (оформленный бланк, форма которого установлена Приказом Минфина России N 26н), подтверждающий наличие лицензии, выдается Департаментом организации аудиторской деятельности Минфина России. При этом лицензиат может получить его лично или доверить это доверенному лицу, которому конкретная аудиторская организация или индивидуальный аудитор должны выдать нотариально заверенную соответствующим образом доверенность, предварительно согласовав с сотрудниками подразделения Департамента дату и время своего прибытия и при наличии документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина СССР до 1 января 2004 г. или гражданина России, удостоверение личности военнослужащих). Лицензиат обязан проинформировать в письменной форме в 15-дневный срок уполномоченный орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечить условия для проведения проверок. Аудит осуществляется на основании правил (стандартов) аудиторской деятельности. Под такими правилами (стандартами) понимаются единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Они подразделяются на федеральные и внутренние - принимаемые профессиональными аудиторскими объединениями, аудиторскими организациями и аудиторами. Федеральные правила (стандарты) утверждаются Правительством РФ и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов для аудируемых лиц, за исключением тех положений, где указано, что они имеют рекомендательный характер. В пункте 3 Постановления Правительства РФ N 80 дано указание Минфину России до 1 августа 2002 г. разработать и предоставить в Правительство РФ федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, а до их утверждения руководствоваться аудиторским организациям и аудиторам в своей деятельности Правилами (стандартами), одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Вместе с тем профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, разрабатывать и принимать для своих членов внутренние правила (стандарты), которые не должны противоречить и устанавливать требования не ниже федеральных. Аудиторские организации и аудиторы, в свою очередь, могут иметь собственные правила (стандарты), не противоречащие федеральным и требования которых не могут быть ниже федеральных и внутренних правил (стандартов) объединения, членами которого они являются. Аудиторская организация и аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок, регламентируемых федеральными правилами (стандартами). Система проверки качества работы аудиторских организаций и аудиторов внешними проверяющими устанавливается Минфином России, который может проводить такие проверки своими силами или делегировать это право аккредитованным объединениям в отношении участников этих объединений. Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредоставление проверяющим всей необходимой для проверки документации, а равно иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или аудитором. В случае выявления в ходе внешней проверки фактов систематического нарушения аудиторской организацией или аудиторами требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщать о том в Минфин России. Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством, с аннулированием лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Аккредитованным профессиональным аудиторским объединением признается саморегулируемое объединение аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющие систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе. Любая аудиторская организация и аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения (далее - объединение). Важно отметить, что при аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора они исключаются из состава всех аккредитованных объединений, членами которых они являются, без права повторного вступления как в эти аккредитованные объединения, так и в другие на срок, установленный Минфином России, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или данного аудитора. Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации утверждено Приказом Минфина России от 29 апреля 2002 г. N 38н <*>. В нем определяется порядок получения аккредитации, отказа в ее выдаче и отзыва, права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, а также формы контроля за их деятельностью. -------------------------------- <*> Финансовая газета. 2002. N 23.

Под аккредитацией понимаются официальное признание и регистрация Минфином России объединений. Объединение, изъявившее желание получить аккредитацию и представившее в Минфин России письменное заявление и необходимую для этого информацию, должно отвечать следующим обязательным условиям и требованиям: наличие в составе объединения не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, выполняющих уставные требования данного профессионального объединения, что подтверждается путем представления перечня членов объединения по установленным формам; наличие у объединения соответствующих рабочих органов (комитетов, комиссий и т. д.) для эффективного исполнения функций, возложенных на аккредитованные профессиональные объединения; наличие у объединения обязательных для своих членов правил (стандартов) аудиторской деятельности и кодекса профессиональной этики; наличие разработанной системы контроля за соблюдением членами объединения установленных правил (стандартов) аудиторской деятельности и профессиональной этики, за качеством аудита членов объединения и плана мероприятий по ее практическому применению. Объединение, претендующее на получение аккредитации, подает в Минфин России соответствующее заявление по установленной форме с указанием перечня функций, которые могут им выполняться по поручению данного министерства. Помимо этого должны быть представлены следующие документы: анкета объединения по установленной форме; заверенные в установленном порядке копии свидетельств о государственной регистрации объединения, его филиалов и представительств, если таковые имеются; заверенные в установленном порядке копии учредительных документов с изменениями и дополнениями; перечни аудиторов и аудиторских организаций - членов объединения. Кроме того, объединение может представить дополнительные документы и материалы, положительно характеризующие его профессиональную деятельность. Министерство вправе запросить подлинники документов, подтверждающие членство в объединении, в том числе документы, подтверждающие уплату членских взносов (если это предусмотрено уставом) и выполнение других уставных требований, либо их заверенные копии. Решение об аккредитации либо об отказе в ней принимается Минфином в течение одного месяца с даты поступления (регистрации) полного пакета документов. Если документы поданы не в полном объеме или оформлены не надлежащим образом, министерство запрашивает дополнительную информацию, которая должна быть представлена в пятидневный срок с момента получения соответствующего запроса. В случае, когда с учетом срока получения ответа на такой запрос не может быть принято соответствующего решения в течение установленного срока, претенденту на аккредитацию возвращается заявление в связи с представлением документов не в полном объеме. При принятии положительного решения Минфин издает приказ, подписываемый министром финансов или лицом, им уполномоченным, и копия этого приказа вместе с письмом направляется в течение пяти рабочих дней объединению. Официальным документом, удостоверяющим аккредитацию, является установленной формы свидетельство, которое подлежит обязательной регистрации в реестре Минфина и должно быть оформлено в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения. Срок аккредитации - при соблюдении ее условий - три года. Основанием для отказа в аккредитации помимо указанных причин (представление документов не в полном объеме либо оформленных с нарушением установленных требований) могут быть следующие факты. Если объединение: не соответствует установленным критериям; отказалось дать письменное разъяснение положений заявления на аккредитацию и (или) прилагаемых к нему документов; представило о себе и (или) о своей деятельности недостоверную информацию; 50 или более процентов его членов, указанных в перечнях аудиторов и аудиторских организаций, являются членами иного ранее подавшего заявление на аккредитацию и (или) уже аккредитованного объединения. При обнаружении несоответствия аккредитованного объединения обязательным условиям и требованиям Минфин России принимает решение об отзыве аккредитации. Основаниями для отзыва аккредитации могут быть: систематическое (не менее двух раз) неисполнение аккредитованным объединением установленных законодательством обязанностей; неустранение и (или) несоблюдение сроков, установленных Минфином, для устранения аккредитованным объединением причин, послуживших основанием для предупреждения о возможном отзыве аккредитации; представление аккредитованным объединением министерству недостоверных сведений о себе и своей деятельности в документах, поданных для предоставления аккредитации или в период ее действия; заявление аккредитованного объединения об отказе от аккредитации. Если в процессе аккредитации объединения возникли спорные вопросы, оно имеет право в месячный срок с момента получения отказа в аккредитации подать жалобу в Минфин. При принятии решения об отзыве аккредитации издается приказ Минфина, подписываемый министром финансов или лицом, им уполномоченным, и в реестре аккредитованных объединений Минфина делается соответствующая запись. После издания такого приказа объединению в течение пяти рабочих дней направляется письмо с копией приказа об этом. Контроль за деятельностью аккредитованных объединений осуществляет Минфин России, в том числе с привлечением в случае необходимости специалистов объединений, которые по поручению министерства на безвозмездной основе принимают участие в проверках. Под контролем в соответствии с п. 22 Временного положения понимается проверка, проводимая Минфином с целью установления того, что объединение соответствует, а аккредитованное объединение продолжает соответствовать установленным требованиям. Основанием для проведения проверки являются: распоряжение уполномоченного должностного лица Минфина России; план проверок, утвержденный уполномоченным должностным лицом министерства; нарушения аккредитованным объединением законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации; обращения и жалобы членов аккредитованных объединений, правоохранительных, налоговых и других органов на допущенные объединением нарушения указанного законодательства. Проверка проводится в соответствии с программой, утвержденной уполномоченным лицом Минфина, и включает тему проверки, период, охватываемый ею, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих проверке. При этом министерство не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки объединения и (или) аккредитованного объединения (далее - объединение) по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением предусмотренных случаев. В ходе проверки объединение обязано предоставлять проверяющим сведения, объяснения и документы, необходимые для ее проведения. Срок проведения проверки (который, как правило, не должен превышать 45 календарных дней), состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом Минфина. То же лицо по мотивированному представлению руководителя группы проверки может продлить первоначально установленный срок ее проведения. Датой начала проверки считается дата предъявления руководителю проверяемого объединения специального удостоверения установленного образца, а датой ее окончания - дата подписания акта проверки. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах в порядке, определяемом Минфином России, один из которых передается объединению. В случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению, в ходе проверки составляется отдельный (промежуточный) акт, а от должностных и ответственных лиц проверяемого объединения запрашиваются необходимые письменные объяснения. Промежуточный акт подписывается участником проверяющей группы, ответственным за проверку конкретного вопроса, и соответствующими должностными и ответственными лицами проверяемого объединения и (или) аккредитованного объединения. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт. Материалы проверки состоят из акта и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые в нем имеются ссылки (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т. п.). Они представляются уполномоченному должностному лицу Минфина, назначившему проверку, или лицу, им уполномоченному, в срок не позднее трех рабочих дней после подписания акта. При этом на последней странице акта делается отметка: "Материалы проверки приняты", указывается дата и проставляется подпись принявшего. То же лицо по представленным материалам в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации проверки. При обнаружении нарушений установленных требований Минфин обязан в месячный срок по окончании проверки направить проверенному объединению предупреждение с указанием выявленных нарушений и срока их устранения (который не может превышать шести месяцев). Если в установленный срок аккредитованное объединение не устранило допущенные им нарушения, принимается решение об отзыве у него аккредитации. Аккредитованное объединение вправе в месячный срок с момента принятия такого решения подать в Минфин России жалобу в письменной форме, которая должна быть рассмотрена в течение одного месяца со дня ее получения (регистрации). По итогам рассмотрения жалобы министерство может оставить ее без удовлетворения, отменить акт проверки и назначить дополнительную проверку, заменить решение или вынести новое решение. Кроме того, по итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц вышестоящее уполномоченное должностное лицо Минфина вправе вынести решение по существу. О принятом решении лицу, подавшему жалобу, в течение пяти рабочих дней направляется письменное уведомление, составленное в произвольной форме. При этом подача жалобы вышестоящему должностному лицу не приостанавливает исполнение обжалуемого акта или действия. Если уполномоченное должностное лицо Минфина, рассматривающее жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действия (бездействие) не соответствуют законодательству, указанное должностное лицо вправе полностью или частично приостановить их исполнение. Ответственность за нарушение законодательства об аудите предусмотрена ст. 21 Закона. Аудиторские организации и их руководители, аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность. Так, осуществление аудита аудиторской организацией или аудитором без получения лицензии влечет взыскание с них штрафа в размере от 100 до 300 МРОТ. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что занятие любой предпринимательской деятельностью, подлежащей лицензированию, без лицензии признается незаконным и уголовно наказуемым, между тем за данное нарушение в области аудита предусмотрен только штраф. Уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование тому влечет за собой взыскание штрафа в размере от 500 до 1000 МРОТ, которое производится в судебном порядке на основании уполномоченного федерального органа о привлечении к ответственности за конкретные правонарушения. Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у аудитора или аудиторской организации лицензии, а для лица, подписавшего такое заключение, - аннулирование также аттестата и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством. Под заведомо ложным понимается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или по результатам таковой, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для проверки и рассмотренных аудиторской организацией или аудитором в ходе ее проведения. Причем таковым оно признается только по решению суда.

Название документа