О праве налогоплательщика снять с учета неиспользуемые объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес на период приостановления деятельности в сфере игорного бизнеса и вновь зарегистрировать их в случае возобновления данной деятельности; о порядке снятия с учета в налоговых органах налогоплательщиков налога на игорный бизнес в случае выбытия последнего объекта налогообложения

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 марта 2009 г. N 03-05-05-05/03

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо об уплате налога на игорный бизнес и сообщается следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждый объект налогообложения по налогу на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщик обязан также зарегистрировать в налоговых органах любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.

В силу п. 4 ст. 366 Кодекса объект налогообложения считается зарегистрированным (выбывшим) с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения (изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения).

Таким образом, регистрация (снятие с учета) объектов налогообложения производится налоговым органом на основании соответствующего заявления налогоплательщика.

Поскольку гл. 29 Кодекса не предусмотрена регистрация в налоговом органе момента начала или окончания деятельности фактически установленного объекта налогообложения, в связи с чем налоговый орган лишен возможности в рамках своих полномочий осуществлять оперативный налоговый контроль, то, по мнению Департамента, обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает с даты подачи заявления о регистрации объекта налогообложения.

Соответственно, указанный объект налогообложения будет считаться выбывшим с даты представления в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения. Указанная позиция подтверждается, в частности, Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2007 N 12829/06 и от 22.03.2006 N 11390/05.

Вместе с тем временное неиспользование зарегистрированных в налоговом органе объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес в случае приостановления деятельности, по мнению Департамента, не является основанием для признания таких объектов налогообложения выбывшими и, следовательно, для подачи в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.12.2008 N Ф08-7079/2008).

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что ст. 366 Кодекса не предусмотрены особенности регистрации и снятия с учета объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес в случае приостановления деятельности налогоплательщика в сфере игорного бизнеса, полагаем, что в описанной ситуации налогоплательщик вправе снять с учета неиспользуемые объекты налогообложения на период приостановления деятельности и вновь зарегистрировать их в случае возобновления деятельности в сфере игорного бизнеса.

При этом на основании п. 6 ст. 366 Кодекса налоговый орган обязан в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

Учитывая установленную Кодексом обязанность налогового органа выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения (внести изменения в ранее выданное свидетельство) и складывающуюся в настоящее время судебную практику (в частности, Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 13549/08, от 25.08.2008 N 10936/08), полагаем, что при возобновлении деятельности в сфере игорного бизнеса после 1 января 2007 г. налогоплательщик вправе вновь зарегистрировать объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес при условии соответствия организатора азартных игр и игорного заведения требованиям, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", по состоянию на 1 января 2007 г.

Одновременно сообщаем, что в силу ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ с 1 июля 2009 г. деятельность по организации и проведению азартных игр будет осуществляться исключительно в игорных заведениях, открытых в игорных зонах (за исключением букмекерских контор и тотализаторов).

По вопросу о снятии с учета в налоговых органах налогоплательщиков налога на игорный бизнес в случае выбытия последнего объекта налогообложения сообщаем следующее.

Согласно п. 1 ст. 84 Кодекса снятие с учета организаций по основаниям, не предусмотренным п. 3 ст. 83 Кодекса, осуществляется в порядке, установленном Минфином России.

В настоящее время порядок снятия с учета в налоговых органах налогоплательщиков налога на игорный бизнес в случае выбытия последнего объекта налогообложения Кодексом не установлен. В связи с этим до урегулирования этого вопроса законодательством Российской Федерации о налогах и сборах полагаем возможным учитывать порядок, описанный в Письме ФНС России от 15.02.2006 N ЧД-6-09/162@, предусматривающий право налогового органа снять с учета такого налогоплательщика.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

27.03.2009