Необходимо ли проставлять апостиль на документе, подтверждающем постоянное местопребывание иностранной организации (резидента Великого Герцогства Люксембург) и выданном уполномоченным органом этого иностранного государства в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 24 марта 2009 г. N 16-15/026493

Порядок оформления и представления документов, подтверждающих постоянное местопребывание иностранных организаций в государстве, с которым Российская Федерация заключила международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, определен в п. 1 ст. 312 НК РФ и п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150.

Документы, подтверждающие постоянное местопребывание иностранных организаций, подлежат консульской легализации в установленном порядке, либо на таких документах должен быть проставлен апостиль.

Указанное требование основано на ст. 3 Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 05.10.1961, к которой Россия присоединилась 31 мая 1992 г. (далее - Гаагская конвенция).

Согласно Гаагской конвенции "единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее официальный документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен".

Кроме того, данное требование о проставлении апостиля подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 N 990/05.

Проставление апостиля не может быть потребовано в том случае, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации. Об этом сказано в Письме Минфина России от 05.10.2004 N 03-08-07.

В рамках ст. 3 Гаагской конвенции Минфин России, в том числе в лице его уполномоченного представителя (ФНС России), на взаимной основе согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство) без легализации или апостилирования.

К таким государствам относятся Республика Беларусь, Республика Украина, Республика Молдова, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Армения, Азербайджанская Республика, Соединенные Штаты Америки, Республика Кипр, Словацкая Республика, Федеративная Республика Германия.

Следовательно, не требуют апостилирования только те документы, подтверждающие постоянное местопребывание (резидентство) иностранных организаций, которые выданы уполномоченными органами указанных государств.

Между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 28.06.1993.

Таким образом, документ, подтверждающий постоянное местопребывание иностранной организации (резидента Великого Герцогства Люксембург) и выданный уполномоченным органом этого иностранного государства, является документом, который дает право применять положения Соглашения при налогообложении доходов указанной иностранной организации у источника выплаты в Российской Федерации при условии заполнения и представления указанного документа налоговому агенту в порядке, установленном требованиями налогового законодательства, а также при наличии апостиля.

Кроме того, условие легализации либо проставления апостиля на документах, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство) иностранных организаций, компетентными органами государств является единственным формальным требованием, которое может быть предъявлено для удостоверения подлинности подписи лица, уполномоченного подписывать такие документы, и подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Как следует из представленных материалов, иностранной компанией был представлен сертификат резидентства, выданный налоговым органом Великого Герцогства Люксембург. Апостиль, проставленный на этом сертификате, удостоверяет подлинность подписи нотариуса, которым нотариально заверена копия указанного сертификата и его печать, а не подлинность подписи лица налогового органа Великого Герцогства Люксембург, уполномоченного подписывать сертификат резидентства, и печати, которой он скреплен.

Таким образом, указанный сертификат не может быть принят в качестве документа, подтверждающего постоянное местонахождение иностранной организации на территории Великого Герцогства Люксембург для целей применения положений Соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 28.06.1993.

Основание: Письмо Минфина России от 25.08.2006 N 03-03-04/4/141.

Заместитель

руководителя Управления

советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

А. Н.ЧУГУНОВА

24.03.2009