В ходе камеральной налоговой проверки налоговый орган осмотрел помещение с согласия налогоплательщика в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки налоговой декларации. Может ли протокол осмотра указанного помещения выступать в качестве доказательства события совершенного налогоплательщиком правонарушения?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Согласно п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (п. 2 данной статьи).

Пунктом 1 ст. 100.1 НК РФ определено, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.

Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2009 г., внесены изменения в абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ.

Согласно данному абзацу при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных НК РФ, то полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением НК РФ.

Таким образом, с вступлением с 1 января 2009 г. в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ, в п. 4 ст. 101 НК РФ прямо устанавливается, что при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются только такие доказательства, которые получены в соответствии с требованиями НК РФ.

Налоговый орган вправе проводить осмотр помещений налогоплательщика с его согласия в ходе проведения камеральной налоговой проверки с целью получения дополнительной информации и установления обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки налоговой декларации (п. 2 ст. 92 НК РФ).

Осмотр помещения должен производиться в присутствии понятых. В проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. О производстве осмотра составляется Протокол по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ (Приложение N 4 к данному Приказу) (п. п. 3 и 5 ст. 92 НК РФ).

Следовательно, установленные в результате осмотра факты, оформленные Протоколом, составленным с учетом требований ст. 92 НК РФ, могут выступать в качестве доказательства события совершенного налогоплательщиком правонарушения, а значит, использоваться по делу о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Данная позиция подтверждается арбитражной практикой. В частности, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 27.12.2006 N Ф08-6682/2006-2776А вынесено решение, согласно которому проведение осмотра помещений налогоплательщика вне рамок выездной налоговой проверки, осуществленное в ходе камеральной проверки с целью подтверждения правильности расчетов, представленных налогоплательщиком, не противоречит нормам п. 1 ст. 88 и ст. 92 НК РФ.

Однако существует и другая арбитражная практика (см. Постановление ФАС Уральского округа от 13.05.2008 N Ф09-3350/08-С3).

Е. Н.Юрова

Референт государственной

гражданской службы РФ

2 класса

24.03.2009