Правомерно ли применение градо - и поселкообразующими рыбохозяйственными организациями пониженных ставок сбора в отношении прибрежных квот добычи (вылова) водных биоресурсов? Налоговый орган полагает, что применение пониженной ставки сбора, установленной п. 7 ст. 333.3 НК РФ в целях исчисления сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, в отношении объема прибрежной квоты добычи водных биоресурсов неправомерно и ведет к неполной уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов

Ответ: В соответствии с п. 7 ст. 333.3 Налогового кодекса РФ ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в п. п. 4 и 5 данной статьи, для градо - и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных п. п. 4 и 5 данной статьи.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) распределение общих допустимых уловов водных биоресурсов предусматривается, в частности, по таким видам квот, как:

- квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (промышленные квоты);

- квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (прибрежные квоты).

При этом согласно ст. 1 Закона N 166-ФЗ под прибрежным рыболовством понимается промышленное рыболовство, целью которого является доставка уловов свежих или охлажденных водных биоресурсов для переработки или реализации на территории Российской Федерации.

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 13.06.2007 N 03-06-05-03/8, понятия Закона N 166-ФЗ "прибрежное рыболовство" и "прибрежные квоты" аналогичны применявшемуся ранее понятию "промышленные квоты на вылов, выделяемые субъектам Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью", следовательно, применение градо - и поселкообразующими рыбохозяйственными организациями пониженных ставок сбора в отношении прибрежных квот добычи (вылова) водных биоресурсов правомерно.

Данный вывод разделяет и судебная практика (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2008 N А05-11279/2007).

Таким образом, градо - и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации вправе применять установленную п. 7 ст. 333.3 НК РФ пониженную ставку сбора за пользование объектами водных биоресурсов в размере 15% от общеустановленных ставок сбора в отношении прибрежных квот добычи (вылова) водных биоресурсов.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

24.03.2009