Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика - муниципального учреждения, осуществляющего функции управляющей компании (службы заказчика), по результатам которой принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, доначислении НДС и соответствующих сумм пеней. По мнению налогового органа, налогоплательщик осуществлял лишь организационные функции по обеспечению населения коммунальными услугами и производил расчеты по стоимости этих работ со сторонними организациями. При таких условиях, как считает налоговый орган, у налогоплательщика отсутствовал объект налогообложения по НДС, поэтому суммы НДС, уплаченные им своим контрагентам, к вычету не могли быть приняты. Правомерно ли такое решение налогового органа, если налогоплательщиком были соблюдены условия ст. ст. 169, 171 и 172 НК РФ?
Ответ: Пунктом 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам на основании п. 2 ст. 171 НК РФ подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.
Как свидетельствует судебная практика, по мнению налоговых органов, налогоплательщики, осуществляющие функции управляющих компаний (служб заказчика), не являются плательщиками данного налога.
В судебной практике по данному вопросу отсутствует единая точка зрения.
Часть судов доводы налоговых органов не разделяют.
Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 02.04.2008 N Ф09-1933/08-С2 посчитал, что подобные организации исчисляют, уплачивают и принимают к вычету суммы налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
В Постановлении от 09.01.2008 N Ф09-11065/07-С2 ФАС Уральского округа также признал не соответствующей закону позицию налогового органа, который указывал, что включение налогоплательщиком, осуществляющим функции службы единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства, в налоговую базу стоимости коммунальных услуг, а в налоговые вычеты НДС, уплаченного поставщикам энергоресурсов, неправомерно. Суд установил, что налогоплательщик, в оперативном управлении которого находятся муниципальный жилой фонд и объекты инженерной инфраструктуры, предоставляет потребителям жилищно-коммунальные услуги на основании заключенных договоров муниципального заказа по обеспечению потребителей муниципального жилищного фонда тепловой энергией, услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вывоза твердых бытовых отходов, санитарного содержания жилищного фонда.
По мнению суда, перечисленные услуги являются объектом обложения НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ, а налогоплательщик, по смыслу ст. 143 НК РФ, является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2005 N А26-2482/2005-23 суд, рассмотрев доводы налогового органа об отсутствии у организации, осуществляющей функции управляющей компании (службы заказчика), объекта налогообложения, пришел к выводу, что оказываемые налогоплательщиком услуги по осуществлению функций управляющей компании подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 10.04.2007 N 9031/06 (далее - Постановление N 9031/06) установил, что налогоплательщик, в оперативном управлении которого находятся муниципальный жилой фонд и объекты инженерной инфраструктуры, на основании заключенных договоров муниципального заказа по обеспечению потребителей муниципального жилищного фонда тепловой энергией, услугами водоснабжения и водоотведения предоставлял потребителям жилищно-коммунальные услуги. По мнению Президиума ВАС РФ, названные услуги являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ.
В то же время в судебной практике существует и иная точка зрения, согласно которой налогоплательщики, осуществляющие функции управляющей компании (службы заказчика), занимаются лишь централизацией на своем расчетном счете собранных платежей и перечислением их поставщику и не могут рассматриваться в качества лиц, обязанных уплатить НДС (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.10.2007 N А29-9402/2006-1э).
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2005 N А33-14784/03-С3-Ф02-4540/05-С1 суд установил, что налогоплательщик, осуществляющий функции службы заказчика, не является производителем жилищно-коммунальных услуг, приобретая их у производителей, рассчитывается за данные услуги денежными средствами, полученными из бюджета, и денежными средствами, полученными от населения в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг. По мнению суда, указанные денежные средства не являются собственностью налогоплательщика, поскольку налогоплательщик не может распорядиться данными средствами по своему усмотрению, а расходует их на оплату жилищно-коммунальных услуг, следовательно, объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость при осуществлении налогоплательщиком данной деятельности не возникает.
Также следует иметь в виду, что ФАС Центрального округа в Постановлении от 07.11.2006 N А23-1295/06А-14-104 рассмотрел ситуацию, в которой налогоплательщик сам услуг по капитальному ремонту жилья не оказывал (названные услуги оказывались специализированными организациями на основании договоров, заключенных со службой единого заказчика). Поскольку полученные налогоплательщиком средства от населения в виде платы за капитальный ремонт жилого фонда не учитывались при формировании налоговой базы по НДС ввиду того, что такие услуги оказывались не налогоплательщиком, а иными организациями, привлеченными им для этих целей, факт поступления платежей налогоплательщику и отчисления на счет 76.4 (капремонт) данных сумм, как указал суд, не обязывает налогоплательщика начислять НДС.
Однако следует отметить, что выводы судов в двух последних Постановлениях противоречат позиции Президиума ВАС РФ и сформированы до вынесения им Постановления N 9031/06. Учитывая п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17, арбитражная практика, сформировавшаяся до вынесения указанного Постановления Президиума ВАС РФ, не может служить основанием для вывода, распространяющегося на настоящее время.
Из изложенного можно сделать вывод, что налогоплательщик в указанной ситуации имеет статус плательщика НДС и неправомерность решения налогового органа, которым отказано в принятии к вычету сумм НДС, предъявленных сторонними организациями, может доказать в суде.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
24.03.2009