О представлении декларантом документов, дополнительно запрашиваемых таможенным органом в целях подтверждения таможенной стоимости товаров
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 марта 2009 г. N 03-10-09/29
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 153 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном Кодексом, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным Кодексом.
Одним из способов проверки в соответствии со ст. 367 Кодекса является проверка документов и сведений. Кодекс не ограничивает перечень запрашиваемых документов, а лишь устанавливает общую цель их затребования, то есть при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах (п. 3 ст. 367 Кодекса).
С этими положениями корреспондирует п. 4 ст. 323 Кодекса, согласно которому, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
Следует также учитывать то обстоятельство, что для подтверждения таможенной стоимости товаров необходим комплекс документов, так как в соответствии с содержанием методов определения таможенной стоимости товаров и практикой ведения коммерческой деятельности стоимость сделки складывается из совокупности различных по характеру платежей, которые могут осуществляться как единоразово, так и в несколько этапов (абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"), а проверка предоставленных сведений может осуществляться путем сопоставления соответствующих сведений, в том числе о ценах (стоимости) товаров, содержащихся в различных источниках.
Таким образом, перечень документов, дополнительно запрашиваемых таможенным органом, будет определяться характером сведений, вызвавших сомнения у таможенного органа, и может включать различные документы.
В отношении дополнительного запроса документов, которые декларант не может представить по объективным причинам, обращаем внимание на то, что п. 4 ст. 323 Кодекса установлена норма, в соответствии с которой декларант должен дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
20.03.2009