1. Распространяются ли положения п. 1 ст. 5 НК РФ на закон субъекта РФ о возможности применения индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента? 2. Правомерно ли установление законом субъекта РФ потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от количества привлекаемых работников?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 марта 2009 г. N 03-11-06/2/42

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо о порядке применения п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ст. 346.25.1 Кодекса на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

1. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Вместе с тем абз. 4 п. 1 ст. 5 Кодекса предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, указанные в п. п. 3 и 4 названной статьи Кодекса, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Уплата налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, предусмотрена ст. 346.25.1 Кодекса.

Переход на этот режим налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке (п. 1 ст. 346.25.1 Кодекса).

Применение индивидуальными предпринимателям упрощенной системы налогообложения на основе патента предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Индивидуальные предприниматели, применяющие данный режим налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.

Учитывая это, полагаем, что закон о введении в действие на территории субъекта Российской Федерации упрощенной системы налогообложения на основе патента улучшает положение соответствующих налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей.

В связи с этим считаем, что такие законы субъектов Российской Федерации могут вступать в силу в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 5 Кодекса, если прямо предусматривают это.

2. Согласно п. 2.1 ст. 346.25.1 Кодекса при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пять человек.

Установленный в соответствии с п. 7 ст. 346.25.1 Кодекса размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода может быть дифференцирован с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности. К таким особенностям количество наемных работников не относится. При выдаче индивидуальному предпринимателю патента его стоимость, определяемая в соответствии с п. 6 ст. 346.25.1 Кодекса, не корректируется в зависимости от количества наемных работников, труд которых индивидуальный предприниматель предполагает использовать. Стоимость патента при его оплате также не пересчитывается в зависимости от фактического количества наемных работников, используемых индивидуальным предпринимателем в налоговом периоде.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

19.03.2009