В ходе проверки установлено, что в арендуемом кабинете поликлиники индивидуальный предприниматель осуществляет прием больных и дает консультации по лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата без соответствующей лицензии. Правомерно ли привлечение предпринимателя к ответственности согласно ч. 2 ст. 14.1, а не ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ?

Ответ: В силу ч. 1 ст. 6.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

При этом ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ устанавливается, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

При этом в соответствии с пп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность.

Лицензирование медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности".

Согласно ст. 56 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 под частной медицинской практикой понимается оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами. Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на медицинскую деятельность.

Верховный Суд РФ в п. 18 Постановления Пленума от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняет, что в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.

По мнению Верховного Суда РФ, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ.

Также Верховный Суд РФ разъяснил, что предпринимательская деятельность, подлежащая лицензированию, рассматривается как деятельность без лицензии:

- при отсутствии лицензии;

- по истечении срока действия лицензии;

- в период приостановления действия лицензии;

- после аннулирования лицензии.

Однако в ходе рассмотрения дел суды приходят к выводу, что ст. 6.2 КоАП РФ не предусмотрена ответственность для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в связи с чем осуществление ими частной медицинской практики без лицензии влечет ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 13.06.2007 N А43-33832/2006-9-1127 отклонил доводы организации о том, что за осуществление фармацевтической деятельности без лицензии она должна была нести административную ответственность по ст. 6.2 КоАП РФ, указав, что санкция данной нормы не предусматривает в качестве субъекта административной ответственности юридическое лицо. Следовательно, в отношении юридических лиц, осуществлявших деятельность без лицензии, действует общая норма, а именно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Привлечение индивидуального предпринимателя к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 29.07.2008 N Ф08-4141/2008 в подобном случае также признал обоснованным.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 13.05.2008 N Ф09-2553/08-С1 отклонил довод предпринимателя о том, что его действия содержат состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.2, а не ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. При этом суд привел следующее обоснование. Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ, являются здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность. Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Поскольку предпринимателем осуществляется предпринимательская деятельность по реализации лекарственных препаратов без соответствующей лицензии, действия предпринимателя образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Кроме того, согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Санкция ст. 6.2 КоАП РФ не указывает в качестве субъекта административной ответственности должностное лицо. Вместе с тем ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для должностных лиц. Следовательно, в отношении предпринимателей, осуществляющих деятельность без лицензии, действует общая норма, а именно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, по мнению судов, привлечение индивидуальных предпринимателей за осуществление медицинской деятельности без лицензии производится на основании ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, а не по ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ, поскольку ст. 6.2 КоАП РФ не подразумевает ответственности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

17.03.2009