Организация с 2007 г. создает резерв под предстоящий текущий ремонт, а также осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капремонта ОС в течение пяти лет (2007 - 2011 гг.). Предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт ОС увеличивается на сумму отчислений на финансирование особо сложных и дорогих видов капремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период. Формирование резерва на особо сложные и дорогостоящие виды ремонта производится отдельно по каждому объекту ОС. Сумма отчислений определяется исходя из общей суммы ремонтов ОС, по которым они будут осуществляться (в соответствии с графиком), поделенной на количество полных лет, между которыми они будут осуществляться. В 2008 г. организация выявила ряд дополнительных объектов, требующих особо сложного и дорогостоящего ремонта в период 2011 - 2012 гг. Вправе ли организация с 01.01.2009 для целей исчисления налога на прибыль увеличить сумму отчислений в резерв на особо сложные и дорогостоящие виды ремонта выявленных объектов ОС?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 марта 2009 г. N 03-03-06/1/148

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу увеличения суммы отчислений в резерв на ремонт объектов основных средств и сообщает.

В соответствии с п. 3 ст. 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст. 324 Кодекса.

Абзацем 3 п. 2 ст. 324 Кодекса установлено, что при определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период согласно графику проведения указанных видов ремонта, при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

Организации, принявшие решение о создании резервов на ремонт основных средств на начало налогового периода, формируют смету на ремонт основных средств (за исключением основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта), исходя из периодичности осуществления ремонта, приходящегося на текущий налоговый период. Указанная сумма сравнивается с показателем, определяемым как сумма фактически осуществленных расходов за предыдущие три года, деленная на три. Меньшая из сумм будет являться основной для определения отчислений в указанный резерв.

При этом в случае если у налогоплательщика есть основные средства, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта, то он должен определить сумму дополнительных отчислений в резерв, исходя из общей суммы ремонта по этим объектам, поделенной на количество лет, между которыми происходят указанные виды ремонта, и указанную часть прибавить к сумме отчислений, определенной в порядке, изложенном в предыдущем абзаце.

Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода (п. 2 ст. 324 Кодекса).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

17.03.2009