Организация была реорганизована в форме присоединения. Считая, что реорганизованное юридическое лицо является правопреемником всех прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, его руководитель обратился в налоговый орган с письмом о переоформлении объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес, которые были зарегистрированы на реорганизованную организацию. Налоговый орган в переоформлении объектов отказал и предложил организации представить в налоговый орган заявление о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес. Правомерен ли вывод налогового органа?

Ответ: На основании п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с п. 5 ст. 50 Налогового кодекса РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.

Согласно ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

В силу п. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект налогообложения по налогу на игорный бизнес, указанный в п. 1 ст. 366 НК РФ, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Минфином России.

В соответствии с п. 3 ст. 366 НК РФ налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.

Минфин России в Письме от 27.08.2008 N 03-05-05-05/17 делает вывод, что при реорганизации в форме присоединения следует переоформить объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес, ранее зарегистрированные присоединенным юридическим лицом в порядке, установленном ст. 366 НК РФ, то есть путем снятия с учета игровых автоматов и их одновременной регистрации правопреемником. При этом положение ст. 366 НК РФ в части соблюдения двухдневного срока в данном случае, по мнению Минфина России, неприменимо.

А в Письме от 08.05.2008 N 03-05-05-05/13 Минфин России указывает на то, что ст. 366 НК РФ не предусмотрены особенности регистрации (снятия с учета) в налоговых органах объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес в связи с реорганизацией юридических лиц. В связи с этим финансовое ведомство считает, что в случае, если в процессе реорганизации юридического лица в форме присоединения игорные заведения, перешедшие к правопреемнику, соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ, и не закрывались на период реорганизации, а также при наличии у правопреемника лицензии на право осуществления деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, соответствующей законодательству РФ о лицензировании, правопреемнику присоединенного юридического лица следует переоформить объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес, ранее зарегистрированные присоединенным юридическим лицом, в порядке, установленном ст. 366 НК РФ, т. е. путем снятия с учета игровых автоматов, зарегистрированных присоединенным юридическим лицом, и их последующей регистрации правопреемником в процессе осуществляемой им деятельности по организации и проведению азартных игр.

Исходя из изложенного при реорганизации в форме присоединения реорганизованная организация должна снять с учета объекты обложения налогом на игорный бизнес, а правопреемник организации - вновь поставить такие объекты на учет в порядке ст. 366 НК РФ. При этом переоформление объектов обложения налогом на игорный бизнес на другое юридическое лицо НК РФ не предусмотрено. Данный вывод подтверждается и судебной практикой.

Так, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 09.09.2008 N Ф08-5136/2008 пришел к выводу, что отказ налогового органа в выдаче организации свидетельства о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес является правомерным. При этом суд отклонил довод организации, что у вновь возникшей в результате реорганизации организации отсутствует необходимость подавать заявление о регистрации объектов налогообложения, которые ранее были зарегистрированы за ее правопредшественником, поскольку какие-либо новые объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес не установлены, изменения количества игровых автоматов также не произошло. Суд также указал на то, что налоговый орган, руководствуясь разъяснениями Минфина России от 03.12.2007 N 03-05-05-05/05, правомерно снял с учета игровые автоматы, используемые ранее правопредшественником организации.

А ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 26.01.2009 N Ф03-6442/2008 пришел к выводу, что анализ ст. 366 НК РФ свидетельствует о том, что данная правовая норма не предусматривает особенностей регистрации (снятия с учета) объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес в связи с реорганизацией юридических лиц. При этом переход имущества - игровых автоматов в порядке правопреемства к реорганизованной организации не влечет отсутствие у правопреемника обязанности по регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 24.01.2005 N 8н.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации отказ налогового органа в переоформлении объектов обложения налогом на игорный бизнес является правомерным, налогоплательщик при реорганизации в форме присоединения должен представить в налоговый орган заявление о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

16.03.2009