Индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, в 2009 г. открыта автостоянка для оказания услуг по хранению частного автотранспорта, спецтехники и машин для продажи. Возникает ли в данном случае обязанность по применению в отношении указанной деятельности системы налогообложения в виде ЕНВД?

Ответ: В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок).

Таким образом, если в отношении указанного вида предпринимательской деятельности на территории ее осуществления введена система налогообложения в виде ЕНВД, то индивидуальный предприниматель обязан в отношении нее применять ЕНВД.

При этом напомним, что с 01.01.2009 на уплату ЕНВД не переводятся, в частности, индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек (пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).

Следовательно, при решении вопроса о правомерности применения ЕНВД индивидуальному предпринимателю следует определить среднесписочную численность своих работников за 2008 г.

По вопросу о правомерности применения ЕНВД в отношении деятельности по оказанию услуг хранения спецтехники отметим следующее.

К сожалению, в тексте запроса не указано, какая именно спецтехника хранится на автостоянке индивидуального предпринимателя. Поэтому дать однозначный ответ на вопрос не представляется возможным.

В то же время налогоплательщику необходимо учитывать следующую информацию.

Как указывалось выше, на ЕНВД переводится деятельность по хранению автотранспортных средств. При этом положениями НК РФ не установлено определения понятия "автотранспортные средства", а понятие "транспортные средства", приведенное в абз. 10 ст. 346.27 НК РФ, с 01.01.2009 применяется только в целях пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (услуги по перевозке).

Учитывая положения п. 1 ст. 11 НК РФ, при решении данного вопроса, на наш взгляд, следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее - Классификатор). Так, в подразделе "Средства транспортные" (код 15 0000000) Классификатора перечислены транспортные средства, включая автотранспорт. Соответственно, если на основании Классификатора спецтехника не относится к транспортным средствам, то услуги по ее хранению переводу на ЕНВД не подлежат. Аналогичное мнение высказывают и контролирующие органы (см. Письма Минфина России от 01.06.2007 N 03-11-04/3/192, УФНС России по Ленинградской области от 21.07.2006 N 02-10/09835, от 06.04.2006 N 02-10/04637).

Кроме того, Минфин России в Письме от 28.10.2008 N 03-11-04/3/489 также указал, что к услугам, поименованным в пп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, относятся услуги по хранению автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях ГИБДД МВД России.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938) подразделения ГИБДД МВД России осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Самоходные машины и другие виды техники, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Гостехнадзора (абз. 3 п. 2 Постановления N 938).

Исходя из вышеизложенного услуги хранения единиц спецтехники на платной автостоянке, которые не подлежат регистрации в ГИБДД МВД России, не подпадают под налогообложение ЕНВД. Поэтому индивидуальный предприниматель вправе в отношении такой деятельности применять УСН.

По вопросу применения ЕНВД в отношении услуг по хранению автомобилей, предназначенных для продажи, Минфин России разъяснил, что, поскольку имущество, предназначенное для реализации, в целях НК РФ признается товаром, такие услуги не подпадают под налогообложение ЕНВД (см. Письмо Минфина России от 07.07.2008 N 03-11-04/3/314).

Однако, по нашему мнению, данное обстоятельство не препятствует применению ЕНВД, поскольку не изменяет характеристики автомобиля как автотранспортного средства и не указано в гл. 26.3 НК РФ в качестве исключающего признака. При этом следует оговориться, что этот вывод справедлив именно в отношении услуг хранения автомобилей, но не передачи в аренду площади стоянки для совершения сделок купли-продажи автомобилей.

В отношении определения физического показателя для целей исчисления ЕНВД по платной автостоянке применительно к рассматриваемой ситуации отметим следующее.

Согласно абз. 11 ст. 346.27 НК РФ платные стоянки - это площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств (за исключением штрафных стоянок).

Налоговая база по ЕНВД для указанного вида деятельности рассчитывается как произведение базовой доходности и величины физического показателя "общая площадь стоянки (в квадратных метрах)" (п. п. 2, 3 ст. 346.29 НК РФ).

В силу ст. 346.27 НК РФ под площадью стоянки в целях гл. 26.3 НК РФ понимается общая площадь земельного участка, на которой размещена платная стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

Приведенное определение площади стоянки не позволяет уменьшить величину физического показателя на площади, используемые для размещения спецтехники.

Такой же вывод следует из разъяснений Минфина России (см. Письмо Минфина России от 01.06.2007 N 03-11-04/3/192).

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 17.05.2007 N А72-7989/06 также указано, что налоговое законодательство не предусматривает уменьшения площади платных стоянок на площадь подъездных дорог непосредственно к стоянке автомобилей, на площадь, занимаемую служебными помещениями стоянки, на площадь, используемую для бесплатного размещения транспортных средств специального назначения, и т. п. (Определением ВАС РФ от 10.08.2007 N 9743/07 было отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра).

В то же время понятие "платная стоянка", приведенное выше, говорит об использовании ее для осуществления определенного вида деятельности. Поэтому площадь стоянки, используемую для другой деятельности, логично не учитывать в целях налогообложения ЕНВД. Полагаем, что в таком случае соответствующие площади должны быть отделены и это должно быть зафиксировано в соответствующих правоустанавливающих и инвентаризационных документах (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 17.12.2007 N А57-175/07-9).

Однако такой вывод, скорее всего, не найдет поддержки у контролирующих органов.

Как видим, рассматриваемый вопрос может быть спорным. В связи с этим предлагаем налогоплательщику принять решение самостоятельно.

Налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения в такой ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции контролирующего органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или суд (ст. ст. 137, 138 НК РФ).

О. Ю.Поздеев

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

16.03.2009