Закон расчистил дорогу инвесторам

(Бессарабов Д.)

("Бизнес-адвокат", N 13, 2002)

Текст документа

ЗАКОН РАСЧИСТИЛ ДОРОГУ ИНВЕСТОРАМ

Д. БЕССАРАБОВ

Даниил Бессарабов, аспирант кафедры гражданского права Алтайского государственного университета.

Несмотря на юридическое равенство субъектов рынка ценных бумаг, в силу ряда экономических и социальных условий отдельные категории его участников (профессиональные участники - брокеры, дилеры и др.) обладают технологическими, информационными и иными преимуществами. Фактическое неравенство при отсутствии надлежащего правового регулирования порождает конфликты интересов участников рынка.

Федеральный закон РФ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2001 г.) призван "выравнивать" исходные позиции, тем самым устраняя почву для конфликтов, а при их возникновении - эффективно разрешать при помощи охранительных мер защиты и ответственности.

Пристального внимания в этом аспекте заслуживают проблемы мелких инвесторов. По своему правовому положению они очень схожи с потребителями.

Однако, по мнению некоторых авторов, полное отождествление инвесторов и потребителей невозможно, поскольку покупки мелкими инвесторами ценных бумаг нельзя рассматривать как приобретение для личных бытовых нужд. Но непризнание мелких инвесторов потребителями вовсе не означает, что их права и интересы невозможно защищать с помощью средств, аналогичных содержащимся в законодательстве о защите прав потребителей.

Совершенствование действующего законодательства

Вопросы защиты прав инвесторов требуют постоянного совершенствования законодательства и механизмов его исполнения. Этот процесс должен носить комплексный характер. Речь идет как о нормах материального права (гражданского, административного, уголовного), так и о нормах процессуального права (гражданского, административного, уголовного судопроизводства).

С точки зрения процессуального законодательства, для укрепления гарантий судебной защиты прав инвесторов назрела необходимость принятия специальных норм, регламентирующих особенности рассмотрения дел о защите прав и законных интересов инвесторов.

Во-первых, надо принять правовые нормы, устанавливающие подведомственность суду конкретных категорий дел, однако такой перечень не должен быть закрытым. Эти правовые нормы следует изложить четко и ясно, в доступной для граждан форме. Для определенных категорий дел необходимо установить альтернативную подсудность, а для некоторых - исключительную.

Во-вторых, решить в законе вопрос об освобождении инвесторов - физических лиц от уплаты судебных расходов по некоторым категориям гражданских дел.

В-третьих, надо точно указать, к кому конкретно и по каким именно делам инвестор - физическое лицо (истец) может предъявить иск. Если законом установлена субсидиарная ответственность, то предусмотреть соучастие на стороне ответчика. Эта мера позволит инвестору, чьи интересы и без того нарушены, быстрее и более полно обеспечить судебную защиту своих прав, избавит от неясности и неопределенности в выборе ответчика.

В-четвертых, укрепить гарантии защиты прав граждан путем введения в закон правовых норм, перераспределяющих бремя доказывания с истца на ответчика.

В-пятых, закрепить в этом акте специальные правила, возлагающие на суд обязанность принять меры по обеспечению иска, учесть специфику подготовки рассматриваемой категории дел к судебному разбирательству, а также предусмотреть особые требования к содержанию решения и его исполнению.

Действующий Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", к сожалению, не учитывает эти положения.

Назрела необходимость урегулирования вопросов корпоративного управления. Многочисленные случаи нарушений прав инвесторов со стороны директоров и менеджеров предприятий нанесли и продолжают наносить серьезный ущерб репутации российских предприятий и стране в целом. Сложившаяся в России практика и устойчивые стереотипы взаимоотношений между менеджментом предприятий и его акционерами имеют мало общего с реальной защитой интересов и прав инвесторов. В российской корпоративной среде давно сложилось убеждение, что интересы предприятий и его менеджеров первичны по отношению к интересам акционеров.

В связи с этим ключевой задачей для ФКЦБ России на ближайший год, как полагает ее руководитель Игорь Костиков, являются разработка и принятие сводного документа - Кодекса корпоративного управления. Он будет представлять собой детализацию положений действующих законов и нормативных актов, а также содержать практические рекомендации и формы отчетности, обеспечивающие надлежащее управление предприятием, соблюдение интересов и прав всех сторон корпоративных отношений.

Стремление законодателя усилить правовую защиту инвесторов прослеживается и в развитии российского акционерного законодательства. В Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ 7 августа 2001 г. внесены существенные изменения и дополнения.

Уточнен порядок оплаты акций при учреждении общества. Закон 1995 г. предусматривал, что не менее 50% уставного капитала должно быть оплачено до государственной регистрации общества. На практике это правило вызывало много вопросов о том, каким образом можно оплатить уставный капитал еще не существующего общества. Важно и то, что Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ (в ред. от 7 августа 2001 г.) запрещает совершение сделок по размещению и обращению акций до государственной регистрации их выпуска (ст. ст. 18, 24). Эмитентом регистрируемых акций может быть только юридическое лицо, но создаваемое акционерное общество не обладало таким статусом и, следовательно, не могло провести регистрацию выпуска акций до начала размещения их среди учредителей.

Выход из этой ситуации был предложен ФКЦБ России, которая в принятых ею Стандартах эмиссии акций предусмотрела, что вновь созданное акционерное общество обязано представить документы для государственной регистрации выпуска акций, размещенных среди учредителей, в течение 1 месяца после государственной регистрации самого общества.

Указанная мера не исключала, однако, противоречий в законодательстве, которые были устранены лишь сейчас. Поправки, внесенные в ст. 34 Закона N 208-ФЗ, предусматривают, что оплата акции учредителями осуществляется только после государственной регистрации общества. При этом 50% акций должны быть оплачены в течение 3 месяцев после указанной регистрации. Введение нового порядка и сроков оплаты дает возможность эмитенту провести в течение отведенного для этих целей времени (3 месяцев) регистрацию выпуска акций и совершать сделки по их размещению после такой регистрации, как и во всех иных случаях.

Ужесточено также правило об оплате дополнительных акций - новая редакция Закона предусматривает, что при размещении они должны быть оплачены полностью (п. 1 ст. 34). Кроме того, Закон требует обязательно привлекать независимого оценщика во всех случаях оплаты акций неденежными средствами и при выкупе акций по требованию акционера (ст. ст. 34, 75 и 77). Эти поправки ставят препятствия для возникновения "дутых" капиталов обществ и, повышая степень защиты акционеров, создают реальную основу для инвестирования.

За кем остается преимущественное право выкупа акций?

Закон N 208-ФЗ в новой редакции устанавливает порядок реализации преимущественного права покупки акций акционерами закрытых акционерных обществ (п. 3 ст. 7). Отсутствие такого порядка прежде весьма затрудняло осуществление названного права. Особо следует выделить вводимое правило, в соответствии с которым акционеры (общество) могут воспользоваться преимущественным правом приобретения акций, если они готовы приобрести весь предлагаемый пакет. В ином случае акционер - продавец вправе продать имеющийся у него пакет акций лицу, не являющемуся участником общества. Другие изменения также существенны.

Во-первых, устанавливается, что акционеры закрытого общества могут пользоваться указанным правом пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрено иное.

Во-вторых, на акционера, намеренного продать свои акции третьему лицу, возлагается обязанность письменно известить об этом других акционеров общества и само общество с указанием цены и прочих условий продажи. Извещение акционеров осуществляется через общество, но за счет акционера - продавца, и опять же если иное не предусмотрено уставом.

В-третьих, сохраняя прежний 2-месячный предельный срок на осуществление преимущественного права, Закон предусматривает, что срок осуществления этого права прекращается, если до его истечения от всех акционеров получены письменные заявления об использовании или отказе от использования рассматриваемого права.

В-четвертых, в Закон введена норма о защите нарушенного преимущественного права на приобретение акций путем предъявления заинтересованными лицами иска о переводе на них прав и обязанностей покупателя по договору купли - продажи соответствующих акций.

При значительном дополнении норм, регулирующих порядок осуществления преимущественного права приобретения акций в закрытом акционерном обществе, по-прежнему остался без ответа вопрос о праве выбора акционером - продавцом покупателя отчуждаемых им акций в рамках самого общества (среди его участников): должен ли в этом случае действовать принцип пропорциональности, дающий всем акционерам закрытого общества право на приобретение соответствующего количества акций, или продавец в таком случае имеет возможность самостоятельно определять покупателя. Закон об обществах с ограниченной ответственностью, к примеру, предусматривает право участника общества продать всю или часть принадлежащей ему доли любому другому участнику этого общества (одному или нескольким), если нет запрета на этот счет в уставе общества.

Изменение редакции абз. 4 п. 3 ст. 7 Закона, где после указания о преимущественном праве акционеров закрытого общества приобретать акции, продаваемые другими акционерами этого общества, слова "по цене предложения другому лицу" заменены словами "по цене предложения третьему лицу", дает некоторые основания толковать эту норму таким образом, что преимущественное право действует лишь тогда, когда акционер намерен продать акции (имеет предложение на их приобретение за определенную цену) постороннему для общества лицу - "третьему". При таком толковании можно сделать вывод об отсутствии у акционеров закрытого общества права требовать пропорционального отчуждения им акций, продаваемых кем-либо из акционеров другому участнику данного общества. В поддержку подобной трактовки можно сослаться на то, что персональный состав участников этого общества (его "закрытость") не изменяется, поскольку не появятся новые участники.

Но есть доводы и иного свойства: при продаже пакета акций одному или нескольким участникам общества (но не всем) изменится соотношение количества акций (их доли в уставном капитале), принадлежащих каждому участнику, а соответственно, и количество принадлежащих им голосов и т. д., в чем некоторые участники могут быть не заинтересованы. Указания на этот счет, которые устраивали бы большинство участников общества, целесообразно включать в его устав.

Некоторые изменения призваны защитить интересы акционеров при реорганизации акционерных обществ.

В подобных случаях нередко акции, принадлежащие таким акционерам, без их согласия обмениваются на акции более слабого экономически общества, создаваемого в результате реорганизации. В ст. ст. 18 и 19 Закона N 208-ФЗ внесены дополнения, согласно которым каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения (выделения), предоставляющие права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества. Вводимый порядок защищает права указанных акционеров при реорганизации общества. Этот порядок все же не лишает акционеров возможности воспользоваться предоставленным им правом требовать от общества выкупа принадлежащих им акций на условиях, предусмотренных ст. ст. 75 и 76 Закона. Однако в этом случае акционер уже не будет участвовать в обмене своих акций на акции создаваемых обществ.

Широко распространенным на практике злоупотреблением является "размывание" долей акционеров в ходе процедур размещения акций. В соответствии с новой редакцией Закона закреплено четыре способа размещения - открытая и закрытая подписка, конвертация, а также распределение дополнительных акций среди акционеров в случае увеличения уставного капитала за счет имущества общества. Механизм нарушения заключается в размещении путем открытой или закрытой подписки, а также путем распределения дополнительных акций общества среди ограниченного круга акционеров или директоров общества по заниженным ценам. Наиболее эффективным средством защиты интересов акционеров является преимущественное право приобретения дополнительных акций.

Однако действовавший ранее Закон предусматривал, что такое право осуществляется, только если оно предусмотрено уставом общества, только при открытой подписке и только при оплате деньгами. Кроме того, была возможность отказаться от преимущественного права по решению общего собрания акционеров. Порожденная законодателем лазейка для манипуляции акциями привела к тому, что на практике уставы лишь немногих обществ предусматривают преимущественное право, а если и предусматривают, то крупный акционер всегда имеет возможность принять решение об отказе от него. Новая редакция Закона устанавливает преимущественное право акционеров на приобретение акций при их размещении посредством как открытой, так и закрытой подписки. Такое право не может быть отменено. Кроме того, согласно внесенным изменениям, если акции должны оплачиваться неденежными средствами, то акционеры, осуществляющие преимущественное право, могут по своему усмотрению оплатить их деньгами. Ту же цель преследует и положение Закона о том, что решение о закрытой подписке, а также о размещении более 25% акций общества может приниматься только общим собранием акционеров квалифицированным большинством голосов (ст. ст. 39 - 41).

Защита мелких инвесторов

Претерпели изменения и положения закона об увеличении уставного капитала за счет имущества общества. Теперь дополнительные акции в обязательном порядке распределяются среди всех акционеров. Причем каждому акционеру распределяются акции той же категории (типа), что и акции, которые ему принадлежат, и, что очень важно, пропорционально количеству принадлежащих ему акций.

Известны случаи, когда проведение консолидации акций использовалось владельцами крупных пакетов акций в ущерб интересам мелких акционеров - как способ избавления от них.

Такая возможность была, поскольку Закон в редакции 1995 г. предусматривал, что в случае образования при консолидации дробных акций последние подлежат выкупу обществом по рыночной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 77 Закона советом директоров. При назначении достаточно высокой новой номинальной стоимости акций, в которые подлежат конвертации консолидируемые акции, оказывалось, что немалая часть акционеров, владевших небольшим количеством акций, не имела возможности получить даже одну "консолидированную" акцию, и, таким образом, все принадлежавшие им акции становились дробными и подлежали выкупу обществом.

Закон N 208-ФЗ дополнен п. 3 ст. 25, предусматривающим, что, если при консолидации акций приобретение акционером целого числа акций невозможно, образуются части акций (дробные акции). С учетом этого внесены поправки в ст. 74 Закона, из п. 1 которой исключен абзац 2, предусматривавший выкуп обществом дробных акций.

Это изменение Закона, бесспорно, будет способствовать защите интересов мелких акционеров; владельцы крупных пакетов акций лишаются возможности "вывести" их из общества с помощью процедуры консолидации акций.

Проблема использования дробных акций еще ждет своего разрешения. С определением дивидендов и ликвидационной стоимости по таким акциям сложностей не должно возникнуть вообще. А в отношении вопроса голосования дробными акциями еще предстоит выработать практику. Положительные примеры уже имеются. Так, на последнем собрании акционеров Газпрома его руководство пошло на беспрецедентный шаг. Если у кого-то было дробное количество акций, руководство резервировало некий пакет акций, из которого они добавляли, округляли в большую сторону, владельцам дробных акций. Происходило это в добровольном порядке, с целью исключения конфликтов с мелкими инвесторами и за счет акций крупных акционеров.

Но известны в зарубежной практике и иные способы защиты интересов таких акционеров в сходных ситуациях, исключающих появление дробных акций: например, путем закрепления за каждым акционером права на получение хотя бы одной новой акции, выпускаемой при консолидации.

Название документа