Налоговым органом проведена проверка соблюдения законодательства РФ о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на объектах, расположенных в местности, в которой применение ККТ обязательно. В ходе проверки установлено, что организация при реализации покупателю товара с передвижного автофургона за наличный расчет не выдала кассовый чек, а также то, что у нее отсутствует кассовый аппарат, в связи с чем организация привлечена к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Правомерно ли решение налогового органа, учитывая, что организация зарегистрирована в отдаленной местности согласно перечню, утвержденному органом государственной власти субъекта РФ?

Ответ: В силу ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны в том числе применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

На основании ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 28.02.2007 N Ф08-742/2007-305А указывает на то, что, поскольку продажа товара была осуществлена с передвижного автофургона в местности, которая не отнесена к отдаленным или труднодоступным, налоговый орган правомерно привлек организацию к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ, несмотря на то что передвижной автофургон был предназначен для осуществления выездной торговли в отдаленных населенных пунктах.

А в Постановлении от 29.08.2005 N А28-1376/2005-42/27 ФАС Волго-Вятского округа отметил, что продавцы, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (согласно перечню, утвержденному органом государственной власти субъекта РФ), освобождаются от применения контрольно-кассовых машин.

Однако существует и противоположная точка зрения. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 12.08.2008 N Ф04-4798/2008(9367-А45-6) пришел к выводу, что законодатель связывает нахождение предприятий и индивидуальных предпринимателей в отдаленных или труднодоступных местностях с освобождением от применения контрольно-кассовой техники при условии, что им производятся наличные расчеты с населением, произведенные в таких местностях, то есть в данном случае речь идет об освобождении от применения контрольно-кассовой техники именно организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях, а не об освобождении указанной территории от применения контрольно-кассовой техники. Суд указал, что Закон N 54-ФЗ не содержит в себе никаких положений о том, что платежи без применения контрольно-кассовой техники должны осуществляться именно на указанных территориях.

Таким образом, учитывая противоречивую судебную практику, возможность применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов на территории, которая не отнесена в соответствии с перечнем, утвержденным органом государственной власти субъекта РФ, к отдаленной или труднодоступной, если организация зарегистрирована в местности, которая указана в таком перечне, организации придется доказывать в суде.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

13.03.2009