Правомерно ли включать в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организации, надбавки к заработной плате работников за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные в соответствии с условиями коллективного договора с первого дня работы без учета непрерывного стажа?

Ответ: В соответствии с п. 12 ст. 255 Налогового кодекса РФ в расходы организации на оплату труда, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, включаются, в частности, надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.

Согласно ст. 317 Трудового кодекса РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Статьей 316 ТК РФ предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Впредь, до утверждения соответствующего нормативного правового акта, следует руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации в пределах и порядке, не противоречащем ТК РФ (ст. 423 ТК РФ). В частности, размеры процентных надбавок к заработной плате установлены Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2, а также Разъяснением о порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, утвержденным Постановлением Минтруда России от 16.05.1994 N 37.

Выплачиваемые в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами процентные надбавки принимаются в состав расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли на основании п. 12 ст. 255 НК РФ.

Если же речь идет о надбавках, выплачиваемых работникам без учета их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то они под действие п. 12 ст. 255 НК РФ не подпадают. На это, в частности, указано в Письме Минфина России от 11.08.2006 N 03-03-04/1/626.

В то же время в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 255 НК РФ в расходы на оплату труда включаются начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели, а также начисления компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ).

Таким образом, по нашему мнению, нет оснований для отказа в признании расходами в целях налогообложения прибыли любых выплат, носящих характер оплаты труда, предусмотренных трудовыми договорами и коллективным договором.

Однако в случае, когда коллективным договором предусмотрено установление работникам процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с первого дня работы без учета фактического стажа, это может рассматриваться как ухудшение положения работников, отработавших в указанных районах требуемое время, поскольку по мере увеличения стажа работы в неблагоприятных климатических условиях заработная плата работника не растет. Учитывая, что условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ), можно утверждать, что включение в коллективный договор рассматриваемого условия об установлении процентных надбавок без учета фактического стажа работы является нарушением законодательства о труде.

Е. В.Воробьева

Член Научно-экспертного совета

Палаты налоговых консультантов

Российской Федерации

11.03.2009