О неправомерности выделения организациями, осуществляющими оптовую реализацию алкогольной продукции, сумм акциза, уплаченных этими организациями своим поставщикам, в счетах-фактурах, выставленных покупателю, а также о неправомерности применения налогоплательщиками акцизов налоговых вычетов на основании счетов-фактур, выставленных им указанными организациями

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 марта 2009 г. N 03-07-06/15

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу правомерности выделения организациями, осуществляющими оптовую реализацию алкогольной продукции, суммы акциза в счетах-фактурах и применения налогоплательщиками акцизов налоговых вычетов на основании счетов-фактур, выставленных им указанными организациями, и сообщает.

В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В связи с этим при решении вопросов, связанных с порядком исчисления и уплаты акцизов, следует руководствоваться нормами Кодекса.

Так, согласно ст. 182 гл. 22 "Акцизы" Кодекса объектом налогообложения акцизами признаются операции по реализации (передаче) лицами произведенных ими подакцизных товаров. Поэтому налогоплательщиками акцизов признаются производители подакцизных товаров.

В соответствии со ст. 198 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции, признаваемые объектом налогообложения акцизами, обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров соответствующую сумму акциза.

Согласно ст. 200 Кодекса налогоплательщики акцизов имеют право уменьшить исчисленную сумму акциза на сумму акциза, предъявленную им продавцом и уплаченную налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров. При этом ст. 201 Кодекса установлено, что указанные вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами подакцизных товаров при приобретении этих товаров налогоплательщиком.

Таким образом, обязанность по предъявлению суммы акциза покупателю подакцизных товаров возложена только на продавца - налогоплательщика акцизов (производителя подакцизных товаров).

В свою очередь, налогоплательщик акцизов - покупатель подакцизных товаров имеет право применить налоговые вычеты только на основании счетов-фактур, выставленных продавцом, являющимся налогоплательщиком акцизов, то есть непосредственным производителем указанных товаров.

Учитывая вышеизложенное, лицо, осуществляющее оптовую реализацию алкогольной продукции, не имеет права предъявлять покупателю акциз, уплаченный этим лицом своему поставщику.

Соответственно, счета-фактуры, выставленные покупателю от имени организации, осуществляющей оптовую реализацию алкогольной продукции, основанием для применения покупателем налоговых вычетов по акцизам не являются.

Что касается Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.05.2006 N А21-5382/2005, упомянутого в письме, то данное Постановление касается конкретной хозяйственной ситуации, сложившейся в 2005 г. При этом необходимо учитывать, что Федеральным законом от 21.07.2005 N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" с 1 января 2006 г. в порядок исчисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию были внесены изменения, в соответствии с которыми оптовые организации, реализующие алкогольную продукцию, с указанной даты налогоплательщиками акцизов не признаются. В связи с этим в настоящее время нормы гл. 22 "Акцизы" Кодекса, устанавливающие обязанность по предъявлению суммы акциза покупателям алкогольной продукции и по указанию суммы акциза в счетах-фактурах, на оптовые организации не распространяются.

Обращаем внимание на то, что настоящее письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

11.03.2009